Сообщение о иконе божьей матери кратко

0
35

Чудотворные иконы Божьей Матери

Итак, чудотворные иконы — это те

иконы,
которые прославились особыми благодатными способностями.
Например, чудесными исцелениями от болезней, как душевных,
так и физических. Благодатной помощью при душевных
переживаниях и страданиях, нужде и недугах.

В отличие от просто чтимых икон, которые есть в каждом
храме, чудотворные (именно те, которые были
засвидетельствованы в своих благодатных способностях и
чудесами) не везде можно встретить и существует таких икон
гораздо меньшее количество. Зачастую в их честь таких
возводят целые храмы и монастыри, а также посвящают дни
празднования!

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

Русской Православной Церковью дни празднования
чудотворных икон Богородицы отмечаются с особой любовью.
Интересно, что в полной мере почитание Богородицы началось в
XVI веке, когда Она в большей
степени проявляла Свое благодатное покровительство над
Русской землей (например, Казанская победа).

Но чаще всего Богородица проявляла Свою благодать и
чудотворения через иконы. И о чудотворных иконахБожьейМатери, самых
известных в России, давайте поговорим подробнее.

Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Наконец, 8 июля мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы).

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время.

Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…» Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита.

Сообщение о иконе божьей матери кратко

Впоследствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.

После того как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать.

В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский.

Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Сообщение о иконе божьей матери кратко

Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца.

Предлагаем ознакомиться:  Сильный приворот на яблоко за иконой

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 года собор Казанского Богородицкого монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Сообщение о иконе божьей матери кратко

Казанский Богородицкий монастырь. Из альбома: Виды Казани, рисованные с натуры Эдвардом Турнерелли. — Лондон, 1839.

Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни.

Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в те годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

Наконец Католическая Церковь приняла решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину было воспринято с одной стороны как великая милость Божия к русскому народу и с другой — как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью.

Сообщение о иконе божьей матери кратко

Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме б. Богородицкого монастыря.

Именно икона Казанской Богоматери чаще всего
задействована в

венчальной паре икон, которой родители
благословляют молодоженов.

Казанская икона известна
своим заступничеством за русскую землю в тяжелые для
нее времена.

Так, в 1579 году, через
какой-то промежуток время после ужасного пожара в Казани, Сама Богоматерь
пришла во сне к маленькой девочке
Матроне и велела выкопать икону из земли в указанном месте.

В итоге, икона действительно была найдена и выглядела
она так, будто только что была написана, краски и 
   

Чудотворная икона Казанской Богоматери

Казанская
Богоматерь

(начало
XX века)

дерево абсолютно не были повреждены!

Святой образ переместили в близрасположенную церковь, а
список с него отправили в Москву. На том месте, где была
обнаружена икона, построили Богородицкий женский монастырь, первой
настоятельницей которого стала Матрона.

Список с иконы сопровождал военные походы Дмитрия Пожарского в
XVII веке, а во время Великой Отечественной войны,
Патриарх всея Руси совершал перед ней молитвы за Отечество.

Предлагаем ознакомиться:  Где должна висеть икона семистрельная дома

Тот самый подлинник иконы
Казанской богоматери исчез из России перед Октябрьской
революцией 1917 года, остались только списки с иконы. И один
из списков, написанный в 1606 году, сейчас находится в
Третьяковской галерее.

Сообщение о иконе божьей матери кратко

Иконографический тип —
Одигитрия.

Владимирская икона

Древнейшая ЧудотворнаяВладимирскаяикона заслуженно считается очень сильной. Первые упоминания
о ней относятся еще к XI
— XII вв. По церковному преданию создана
апостолом Лукой на древесине от стола, за
которым совершалась Тайная вечеря.

Чудотворная икона Владимирской Богоматери

Получила известность икона
благодаря множеством своих чудотворений, а особенно спасением Руси от врагов.
Так, икона трижды защитила Москву от
разгрома татаро-монголами.

Перед данным святым образом
проводились
важные торжественные службы, избрания
первосвятителей, воины принимали присягу.

На сегодняшний день священный
образ хранится в храме-музее святителя
Николая в Толмачах, являющегося частью
Третьяковской галереи.

Владимирская
Богоматерь

(XII
век)

И реже, в важные торжества, переносится в
Кремлевский Успенский собор
(в Москве).

Владимирской Богоматери молятся
об упрочнении веры, усмирении врага, сохранении русской
земли, об убережении от ереси.

Получила свое название икона в честь города Владимир,
куда ее привез Андрей Боголюбский
, где затем
был возведен храм Успения Богородицы.

Иконографический тип —
«Умиление», причем именно Владимирская икона
является самым известным представителем данного типа.

Подробнее об иконографических типах изображения
Богоматери можно почитать

здесь.

Дни празднования:

  • 21.05 / 03.06;
  • 23.06 / 06.07;
  • 26.08 /08.09

Каждый из вышеперечисленных дней празднования соотносится с освобождением
Руси от врага в различные периоды истории.

Тихвинская икона

Также очень почитаема на
Руси, очень сильная и известная своими чудесами и
исцелениями. Если верить преданию, написана Лукой, как и
Владимирская.

Известна многими чудотворениями: появлением в лучезарным
сиянии, над горой неподалеку от Тихвина в 1383 году (от сюда и название иконы);
появлением перед рыбаками в этом же году также близ Тихвина.

Икона переносилась по воздуху время от времени опускаясь на землю, пока все
же не остановилась возле Тихвина, гдеибыл возведенхрам для
местопребывания иконы, а после — Тихвинскиймужскоймонастырь. И здесь
святой образ неоднократно защищал
свою обительот врага.

Тихвинская Чудотворная икона Божьей Матери

Тихвинская
Богоматерь

(без оклада,
XVI век)

Сообщение о иконе божьей матери кратко

После войны 1941 — 1945 гг.,
древний образ хранился в Чикаго, а в 2004г. возвращен в Россию.

Многие храмы имеют копии (списки) с Тихвинской иконы, которые также
прославились чудесами.

На сегодняшний день оригинал
пребывает в Москве в Храме Тихвинской иконы Богоматери.

Космический Покров

13 марта, в Неделю Торжества Православия, по окончании литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл вручил главе Роскосмоса Анатолию Перминову Казанскую икону Божьей Матери.

«Я хотел бы, чтобы этот образ был взят на борт космического корабля во время юбилейного полета. Храни вас Господь», — сказал Предстоятель, благословляя присутствовавших в храме космонавтов.

«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, — сказал Патриарх. — В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».

7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Сейчас икона хранится в российском сегменте станции.

Иверская икона

Очень прославлена и почитаема в православном мире.
Обладает невероятной силой. В Россию список с этой
удивительной иконы был привезен в далеком 1648г. И русские князья, посещая Москву, обязательно
приходили к священному образу, чтобы помолиться перед ним.

Чудотворная Иверская икона Божьей Матери

Какими
чудесами знаменита эта икона{q}

Первые
чудотворения известны с IX
века. Это были иконоборческие времена. Времена, когда
иконы уничтожались и сжигались.

И, когда воины пришли уничтожить икону, один из них попытался
проткнуть святой лик мечом, как вдруг из раны побежала
кровь! Воин был поражен увиденным, что тут же раскаялся
и пал перед священным образом на колени.

А рана так не исчезла с лика

Иверская
Богоматерь

 (XVII
век)

Богоматери. Именно по этой
причине Иверскую Богородицу стали изображать с небольшим
кровоточащим ранением.

Известны своими чудотворениями также и копии с
вышеупомянутой иконы. Так, в России имеется серия списков с
самой главной, оригинальной Иверской иконы (на горе Афон) в
Иверском монастыре (именем которого она и
названа).

В особенности в России чтился список, который находился при Воскресенских
воротах в Москве в часовне. Но после всем известных событий 1917г. часовню
разрушили, ворота снесли и святой образ передали в Сокольники в храм Воскресения.

В 1995 году часовня и ворота
были реконструированы, с
Афона была получена новая копия Иверской иконы. Таким
образом, икона Иверской Богоматери вернулась обратно в
Москву на главные ворота.

Перед иконой молятся о
плодородии земли, от пожаров, утешении в бедах.

Иконографический тип иконы Иверской Богоматери —
Одигитрия, Путеводительница.

Дни празднования, а их несколько:

  • 13/26.10 (был доставлен первый список в Москву,
    XVII век);
  • 12/25.02 (доставлен второй список в Иверский
    Свято-Озерский монастырь, XVII
    век);
  • 23.04/06.05 (второе обретение древнего московского
    образа, списка, в 2012 году);
  • вторник светлой Седмицы — обретение первообраза;
  • 31.03/13.04 согласно некоторым календарям, возможно,
    из-за переходящей даты вторника светлой Седмицы.
Предлагаем ознакомиться:  К чему снится икона по сонникам: Миллера, Ванги

Почаевская икона

Одна из особенно чтимых
святынь в славянском мире. Впервые явилась где-то в середине
XIV века на горе, где жили два
инока. Они и стали очевидцами чуда: Богоматерь явилась на
вершине, окруженная огнем. А на камне появился отпечаток
Ее стопы, заполненный водой.

Чудотворная икона Почаевской Богоматери

На месте, где явилась Богородица, вследствие была возведена
Успенская Почаевская лавра.

Но на
этом чудотворения не закончились. Так, уже в середине
XVI века, митрополит Неофит,
даровал сей священный образ одной помещице, Анне Гойской,
которая жила
неподалеку от Почаева.

И нельзя было не заметить, что от иконы идет необычное
сияние.

Почаевская
Богоматерь

Далее следовало исцеление брата Анны от слепоты, после
чего икону отдали монахам, обитавшим на Почаевской
горе и разместили в храме Успения Божьей Матери. Так икона
стала называться Почаевской. В дальнейшем было еще
много чудес и исцелений от иконы.

На списках с Почаевской иконы часто изображается отпечаток стопы Богородицы,
который остался на камне после Ее чудесного появления на горе (см. рисунок
выше).

В настоящее время Чудотворная
икона находится в Украине, в Успенском соборе Почаевской
лавры.

Иконографический тип — Елеуса (Умиление).

Дни празднования:

  • 23.07/05.08;
  • 08/21.09
  • пятница Светлой Седмицы

Смоленская икона

Чудотворная Смоленская икона, или как еще ее называют
«Одигитрия» (Путеводительница) — очень древняя и очень
известная своими чудотворениями.

Почему Путеводительница{q} Потому что согласно одной из
версий, Богоматерь появилась
пред двумя
слепыми в Константинополе и привела их в Свой храм, после
чего исцелила их.

По другой версии, икона сопровождала царевну Анну, дочь
византийского императора Константина IX
и будущую супругу черниговского князя Всеволода Ярославича,
на пути в далекую Русь. Отсюда и название —
Путеводительница.

Свое название
«Смоленская» икона получила в XII веке,
после того как Владимир Мономах перевез ее в Смоленск.

Там же в Смоленске, но уже в XIII
веке, защитила свой город и его жителей от уничтожения врагом —
Батыем.

В XIV веке священный образ
перевезли в Москву. Однако уже в XV столетии
многочисленными просьбами и уговорами жителей Смоленска была возвращена
обратно.

Чудотворная Смоленская икона

Смоленская
Богоматерь

(конец
XVI века)

Еще интересным фактом является то, что Смоленская икона
во времена нашествий Наполеона всегда была с русским
войском. И, в 1812 году, накануне Бородинской битвы, ее
носили среди воинов для молитвы и сам Кутузов также молился
перед иконой и просил о помощи в бою.

Русский святой
Сергий
Радонежский
в свое время очень почитал икону Смоленской Богоматери и
копия с нее была его колейной иконой.

После войны икона пребывала в
Успенском соборе в Смоленске и вплоть до
Великой Отечественной войны. По некоторым сведениям, исчезла из
собора во время его оккупации в 1943 году. Дальнейшая судьба
древнего оригинального образа, к сожалению, неизвестна.

Но с иконы остались не менее
чтимые списки, которые на сегодняшний день находятся в
Смоленске (в Успенском соборе) и в Москве (в Новодевичьем
монастыре).

Иконографический тип, как было уже сказано выше —
Одигитрия, т.е. Путеводительница.

Феодоровская икона

Именуется еще как «Феодоровская-Костромская». История появления ее в России окутана загадкой и каким
образом
она здесь появилась — неизвестно.

Однако известно, что в
XII веке сия святой образ пребывал в
Городецко-Феодоровском монастыре Нижегородской губернии.

Чудотворная икона Федоровской Богоматери

Во
время нашествии Батыя икона  пропала. Однако
явилась непостижимым образом в 1239 году  в лесу
Василию Георгиевичу, Костромскому князю,

После
этого святой образ был перемещен в храм св. Федора
Стратилата, что в Костроме. Именно поэтому икона и
получила свое название — Федоровская.

Интересно, что князь брал святой образ с собой в бой и икона излучала такое сияние, которое сжигало
врага.

Федоровская
Богоматерь

(XIX
век)

Также интересным фактом является то, что икона
Феодоровской Богоматери особо почиталась царским домом
Романовых и была покровительницей их рода.    

После убийства царской семьи в 1918 году икона очень сильно потемнела.
Причем так, что изображение стало практически невидно. В таком состоянии
икона пребывает и сейчас.

На сегодняшний день
местонахождение
иконы — Кострома, Богоявленский кафедральный собор.

Перед иконой Феодоровской
Богоматери молятся роженицы при тяжелых родах.

Иконографический тип —
Елеуса (Умиление). Но отличительной особенностью данной
иконы является обнаженная левая ножка Иисуса (см. фото
выше). Остальные каноны данного типа соблюдены.

Дни празднования:

  • 16/29.08 (день, когда икона явилась);
  • 14/27.03 (день избрания царем Михаила Романова в
    1613 году).

Пожалуй, на этом и завершим наш список. А для того, чтобы
узнать о разных иконах Богоматери еще больше, настоятельно
рекомендуем прочесть нашу статью
о
значении и типах иконы Богородицы.

Если у Вас возникли
возникли дополнительные вопросы или затруднения с выбором икон,
напишите нам через
форму обратной связи
и мы с удовольствием Вам поможем.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpressru

При подготовке данной статьи
были использованы материалы (в т.ч. сканы изображений) из
книги «Православные иконы» автора-составителя Наталии Будур.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о