Пять доказательств бытия бога привел

0
2

Проблемы первого, второго и пятого аргументов

Первые два аргумента, в принципе, очень похожи, так что и рассмотреть их можно вместе. По сути дела, это доказательство придумал ещё Аристотель. Оно очень простое и сводится к тому, что не может быть бесконечного ряда причинности и должна быть некая первопричина всего.

На этот аргумент существует распространённое возражение, придуманное, по совпадению, современником Аристотеля, индийским философом Нагарджуной. Он полагал, что Бог должен либо быть таким же явлением, как и все остальные явления в мире, либо не быть им. Если он такое же явление, как и все другие, то у него тоже должно быть своё начало и он тоже должен быть чем-то сотворён.

Золотая скульптура Нагарджуна

Золотая скульптура Нагарджуны

К гипотезе о том, что если у мира есть начало, то что-то должно было его начать, и этим началом должен быть Бог, есть ещё одна претензия. Она состоит в том, что совершенно неясно, почему гипотеза о том, что создателем вселенной является Бог, должна быть более предпочтительна, чем гипотеза о её самозарождении.

Возникновение совершенного всемогущего существа, создавшего мир, кажется более абсурдным, чем случайное самозарождение этого мира. Добавляя в эту цепочку Бога, мы всего лишь отступаем на шаг назад от первопричины, не объясняя, почему что-либо вообще возникло. При этом этот шаг даётся нам ценой ненужного усложнения всей теории.

Уже упоминавшийся нами в разговоре об онтологическом доказательстве немецкий философ Иммануил Кант, называет такие доказательства физикотеологическими. По его мнению, их проблема состоит в том, что они пытаются на основе одного только опыта выйти за пределы этого опыта и вывести существование существа, которое в опыте никак дано быть не может.

Единственное оправдание этих двух аргументов могло бы содержаться в пятом аргументе: мир слишком разумно устроен, чтобы представлять собой случайность. Однако те, кто используют этот аргумент, путают причину и следствие. Это не мир разумно устроен, а человеческий разум подстроен под мир. Ведь он возникал в рамках этого мира и его законов, он не встречался с другими мирами.

Предлагаем ознакомиться:  Магия на продажу квартиры заговор

Так что это единственный мир, который он знает. И этот мир может постигаться разумом только постольку, поскольку разум предназначен для постижения мира. Тут нет никакой целесообразности высшего замысла творца. Просто то, что не соответствовало бы этому миру, не могло бы в нём существовать, и оно в нём не существует.

Пояс Фомы Аквинского

Существует
легенда, что однажды во время трапезы
в монастыре Фома Аквинский услышал
голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре,
все насыщены, но в Италии паства Моя
голодает». Фома решил, что ему пора
уехать из монастыря.

Семья
Фомы противилась его решению быть
доминиканцем. Его братья даже пошли на
подлость, чтобы лишить Фому целомудрия.
Святой стал молиться, и ему было видение.
Ангел препоясал его поясом как символом
вечного целомудрия, которое Бог ему
даровал. Пояс и по сей день хранится в
женском монастыре Шьери в Пьемонте.

Согласно
легенде, Господь спросил святого Фому
в конце его жизни, какую награду он хотел
бы получить за свои труды. Фома ответил:
«Только Тебя, Господи!».

Проблемы третьего аргумента

Третий аргумент также подобен первым двум, и он также был придуман Аристотелем. Однако, помимо критики, применимой к первым двум аргументам, на него можно придумать ещё несколько дополнительных возражений.

Во-первых, этот аргумент представляет собой всё ту же попытку возвести мир к его первопричине. Однако тут неясно, почему эта причина должна быть необходимой, а не такой же случайной, как и всё остальное. Почему случайно существующие вещи не могут возникнуть сами по себе.

Можно также отметить, что если Бог существует необходимо, то он несвободен в том, чтобы не существовать. Кроме того, существуя необходимо, он с неизбежностью становится причиной существования всех остальных вещей. Это не только лишает Бога свободы, но и лишает сами случайные вещи их случайности. Несмотря на то что они могут быть, а могут и не быть, как только они начинают существовать, выходит, что происходит это с необходимостью, поскольку они порождены необходимостью. И таким образом всё сущее становится необходимо существующим, а не случайным.

Иммануил Кант называет такое доказательство космологическим и полагает, что оно является самым обманчивым из всех. В отличие от онтологического доказательства, пытающегося вывести существование Бога из одних только понятий разума, и физикотеологического доказательства, стремящегося сделать это на основе одного только опыта, космологическое доказательство направлено на то, чтобы соединить и то и другое. Однако оно использует опыт, только чтобы немедленно вернуться в сферу чистого разума.

Предлагаем ознакомиться:  Сонник ушная сера много

По мнению Канта, космологическое доказательство, по сути дела, представляет собой замаскированное онтологическое. Оно утверждает, что должна существовать абсолютно необходимая сущность. Однако неизвестно, какими свойствами должна обладать такая сущность. В конечном итоге в этом доказательстве полагается, что абсолютно необходимой сущностью должна быть всереальная сущность, существование которой подтверждается в онтологическом доказательстве. Соответственно, к нему можно применить также и всю критику, которая может быть направлена на онтологическое доказательство.

5 Доказательств существования Бога Фомы Аквинского

1. Доказательство
через движение означает,
что всё движущееся когда-либо было
приведено в действие чем-то другим,
которое в свою очередь было приведено
в движение третьим. Именно Бог и
оказывается первопричиной всего
движения.

2. Доказательство
через производящую причину —
это доказательство схоже с первым. Так
как ничто не может произвести самого
себя, то существует нечто, что является
первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство
через необходимость —
каждая вещь имеет возможность как своего
потенциального, так и реального бытия.
Если мы предположим, что все вещи
находятся в потенции, то тогда бы ничего
не возникло. Должно быть нечто, что
способствовало переводу вещи из
потенциального в актуальное состояние.
Это нечто — Бог.

4. Доказательство
от степеней бытия —
люди говорят о различной степени
совершенства предмета только через
сравнения с самым совершенным. Это
значит, что существует самое красивое,
самое благородное, самое лучшее — этим
является Бог.

5. Доказательство
через целевую причину.
В мире разумных и неразумных существ
наблюдается целесообразность деятельности,
а значит, существует разумное существо,
которое полагает цель для всего, что
есть в мире, — это существо мы именуем
Богом.

Проблемы четвёртого аргумента

Бог Отец, Брюгге, Бельгия

Бог Отец, Брюгге, Бельгия

Пять доказательств бытия бога привел

Нам остаётся разобрать четвёртый аргумент Фомы Аквинского, состоящий в том, что должна быть некоторая абсолютная мера, относительно которой измеряются все остальные вещи. Однако совершенно неясно, почему такой мерой должен быть Бог. Почему ею должно быть что-то одно{q} Почему обладать наивысшими степенями всех возможных свойств должно одно существо, а не множество{q} Почему эти высшие степени не могут быть распределены{q}

«Почему бы тогда не сказать, что все люди пахнут с разной силой, но сравнить степень источаемого ими аромата можно только по отношению к совершенному образцу, обладающему абсолютной пахучестью. Поэтому должен существовать несравненный, превосходящий всё известное, вонючка, и мы называли бы его Богом. Приглашаю вас заменить моё сравнение на любое другое и получить не менее бессмысленное заключение».

Предлагаем ознакомиться:  Пять лет свадьбы какая свадьба что дарить

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Как говорил Фома Аквинский

Любить
кого-либо — то же самое, что желать
этому человеку добра.

Мы
должны искренне любить других ради их
собственного блага, а не ради нашего.

Пять доказательств бытия бога привел

Знание
— настолько ценная вещь, что его не
зазорно добывать из любого источника.

То,
что ты не хочешь иметь завтра, отбрось
сегодня, а то, что хочешь иметь завтра,
— приобретай сегодня.

Наш
долг — ненавидеть в грешнике его
грех, но любить самого грешника за то,
что он — человек, способный на благо.

Человеку
не следует считать свои богатства своей
собственностью, но он должен относиться
к ним, как к общему имуществу, чтобы без
колебаний распределять их между теми,
кто нуждается в помощи.

https://www.youtube.com/watch{q}v=7mSunobUDuk

Счастливому
человеку нужны друзья и не для того,
чтобы извлекать из них пользу, ибо он и
сам преуспевает, и не для того, чтобы
восторгаться ими, ибо он владеет
совершенными восторгами добродетельной
жизни, но, собственно для того, чтобы
творить добрые дела для этих друзей.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о