Католичество и православие: различия, самое главное

0
48

Разделение православия и католичества — большая трагедия в истории Церкви

Разделение Единой христианской Церкви на православие и католичество случилось почти тысячу лет назад — в 1054 году.

Единая Церковь состояла, — как и сейчас состоит православная, — из многих поместных Церквей. Это значит, что Церкви, — например, Русская православная или Греческая православная, — имеют в себе какие-то внешние отличия (в архитектуре храмов; пении; языке богослужений; и даже в том, как проводятся те или иные части богослужений), но они едины в главных вероучительных вопросах, и между ними имеется Евхаристическое общение. То есть, русский православный может причащаться и исповедоваться в греческом православном храме и наоборот.

Согласно Символу Веры — Церковь едина, потому что во главе Церкви — Христос. Это значит, что на земле не может быть нескольких Церквей, у которых было бы разное вероучение. И именно из-за разногласий в вероучительных вопросах в XI веке произошло разделение на католичество и православие. Как следствие этого, католики не могут причащаться и исповедоваться в православных храмах и наоборот.

«Несчастные исторические обстоятельства оторвали Запад от Церкви. В течение веков постепенно искажалось на Западе церковное восприятие христианства. Переменилось учение, переменилась жизнь, отступило от Церкви самое жизнепонимание. Мы [православные] церковное богатсво сохранили. Но вместо того чтобы другим давать взаймы от этого неиждиваемого богатства, мы сами еще в некоторых областях попали под влияние Запада с его чуждым Церкви богословием». (Письмо пятое. Православие на Западе)

А вот, что еще веком ранее ответил одной женщине святитель Феофан Затворник, когда та спросила: «Отче, объясните мне: никто из католиков не спасется{q}».

Святой ответил: «Я не знаю, спасутся ли католики, но знаю точно одно: что сам без православия не спасусь».

Этот ответ и цитата Илариона (Троицкого), возможно, очень точно обозначают то верное отношение православного человека к такому случившемуся несчастью, как разделение Церквей.

Православие и католицизм: общее и различия

Христианство делится на 3 течения:

  • Католицизм,
  • Православие,
  • Протестантизм.

Единой протестантской церкви не существует, а православная может включать в себя несколько независимых церквей (Сербская, Грузинская, Русская, Румынская, Греческая и прочие православные церкви). Во главе каждой из них стоят: патриархи, митрополиты и архиепископы. Общее между ними заключается в общении друг с другом и молитвах, а также таинствах. Но также стоит отметить, что мировое православие не имеет единственного руководства.

Католичество и православие: различия, самое главное

Католичество же является единственной Вселенской церковью. Во главе ее стоит Папа Римский. Части ее, которые находятся по всему миру, постоянно общаются и разделяют единое вероучение. В ней есть деление на обряды. Но хотя такие католики относятся к разным обрядам, они все равно являются частью единой католической церкви.

В чем отличие католичества от православия — из-за чего на самом деле разделилась Церковь{q}

Западная и Восточная христианские Церкви — такое разделение существовало всегда. Западная Церковь — это условно территория современной Западной Европы, а позже — все колонизированные страны Латинской Америки. Восточная Церковь — это территория современной Греции, Палестины, Сирии, Восточной Европы.

Однако разделение, о котором мы говорим, много веков было условным. Слишком разные народы и цивилизации населяют Землю, поэтому естественно, что одно и то же учение в разных точках Земли и странах могло иметь некоторые характерные внешние формы и традиции. Например, Восточная Церковь (та, которая стала Православной) всегда практиковала более созерцательный и мистический образ жизни.

В главных же вероучительных истинах они оставались общими.

Преподобный Антоний Великий, основатель монашества

Возможно, разногласия, которые позже стали непреодолимыми, можно было заметить гораздо раньше и «договориться». Но в те времена не было интернета, не было поездов и автомобилей. Церкви (не только Западная и Восточная, а просто — отдельные епархии) иногда десятилетиями существовали сами в себе и укореняли в себе те или иные взгляды.

Вот что в католическом учении не могут принять православные.

  • непогрешимость Папы и учение о первенстве Римского престола
  • изменение текста Символа Веры
  • учение о чистилище
Предлагаем ознакомиться:  Приворот на яйцо последствия

Православные причащаются Телом и Кровью Христовым из чаши. Католики до недавнего времени причащались не квасным хлебом, а опресноками — то есть, хлебом пресным. Причем, обычные прихожане, в отличие от священнослужителей, причащались только Телом Христовым.

Прежде чем говорить почему так сложилось, нужно заметить, что такая форма католического Причастия в последнее время перестала быть единственной. Сейчас в католических храмах появляются и другие формы этого Таинства — в том числе, и «привычная» для нас: Телом и Кровью из чаши.

А отличная от нас традиция Причастия возникла в католичестве по двум причинам:

  1. Относительно использования пресного хлеба: католики исходят из того, что во времена Христа евреи на Пасху преломляли не квасной, а именно пресный хлеб. (Православные исходят из греческих текстов Нового Завета, где при описании Тайной Вечери, которую совершил Господь с учениками, используется слово «артос», обозначающее квасной хлеб)
  2. По поводу причастия прихожан только Телом: католики исходят из того, что Христос пребывает в равной и полной мере в любой из частей Святых Даров, а не только тогда, когда они соединены воедино. (Православные руководствуются текстом Нового Завета, где Христос прямо говорит о Своем Теле и Крови. Мф 26:26–28: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»).

Вообще говоря, это даже не различие между католичеством и православием, поскольку в некоторых православных странах — например, в Болгарии — также принято сидеть, и во многих храмах там также можно увидеть много скамеек и стульев.

Много скамеек, но это не католический, а православный храм — в Нью-Йорке.

Это тоже заблуждение считать, что органы есть только в католических храмах. Они есть, например, и в некоторых православных храма Греции — стране, которая считается одним из оплотов православия в мире.

Орган — это часть музыкального сопровождения службы. Музыка — это одна из неотъемлемых частей богослужения, потому что если бы это было иначе, не было бы хора, а всю службу читали. Другое дело, что нам, православным, сейчас привычно одно лишь пение.

Разделение православия и католичества — большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.

Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии — между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:

  • Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
  • Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
  • Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью — священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.

Ее поддерживал император православной Византии, поскольку объединение с католиками должно было помочь восстановить пошатнувшееся финансовое положение империи. Уния была подписана, но народ Византии и остальные православные священнослужители ее не поддержали.

Предлагаем ознакомиться:  Как проходит обряд венчания в православной церкви

В этой Унии в равной степени были политически заинтересованы обе стороны, поскольку христианские государства были ослаблены войнами и врагами (латинские государства — крестовыми походами, Византия — противостоянием с Турками, Русь — с татаро-монголами) и объединение государств на религиозной почве помогло бы, наверное, всем.

Ситуация повторилась: Уния была подписана (хотя и не всеми представителями православной Церкви, кто присутствовал на соборе), но так и осталась, по сути, на бумаге — народ объединение на таких условиях не поддержал.

Достаточно сказать, что первая «униатская» служба была совершена в столице Византии в Константинополе только в 1452 году. А меньше чем через год его захватили Турки…

Эта Уния была заключена между католиками и Православной Церковью Речи Посполитой (государства, которое объединяло тогда Литовское и Польское княжество).

Единственный пример, когда союз Церквей оказался жизнеспособен — хотя и в рамках всего лишь одного государства. Правила те же: все богослужения, обряды и язык — остаются привычными для православных, однако на службах поминается не патриарх, а папа; меняется текст Символа Веры и принимается учение о чистилище.

После разделения Речи Посполитой, России отошла часть ее территорий — а вместе с ней отошли и ряд униатских приходов. Несмотря на гонения, они продолжали существовать до середины XX века, пока не были официально запрещены советской властью.

Сегодня на территории Западной Украины, Прибалтики и Белоруссии имеются униатские приходы.

Униатская церковь в белорусской деревне Боруны

Раскол церкви на католическую и православную

Описать в двух словах причины разделения церкви на католическую и православную невозможно. Но пролить некоторый свет на эту ситуацию все-таки можно.

Основным толчком к такому происшествию стала длительная напряженная политическая ситуация между Константинополем и Римом. Основное внимание было направлено на особенности вероучения, обрядовые и дисциплинарные обычаи, традиции и особенности иерархического церковного устройства, которые были не характерны Востоку.

Непогрешимость папы в католичестве

У каждой церкви есть свой предстоятель — глава. В православных Церквях — это патриарх. Предстоятелем Западной Церкви (или Латинской Кафедры, как ее еще называют) являлся папа, он же сейчас главенствует в католической Церкви.

Католическая церковь исходит из того, что папа непогрешим. Это значит, что любое суждение, решение или мнение, которое он озвучивает перед паствой — это истина и закон для всей Церкви.

Нынешний папа Римский — Франциск

По православному учению ни один человек не может быть выше Церкви. Например, православный патриарх — в случае, если его решения идут вразрез учению Церкви или укоренившихся традиций, — вполне может быть лишен своего сана решением архиерейского собора (как случилось, например, с патриархом Никоном в XVII веке).

Кроме непогрешимости папы в католичестве существует учение о первенстве Римского престола (Церкви). Это учение католики основывают на неверном толковании слов Господа в беседе с апостолами в Кессарии Филиповой — о якобы превосходстве апостола Петра (который позже «основал» Латинскую Церковь), над другими апостолами.

(Мф 16:15–19) «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня{q} Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Подробнее о догмате непогрешимости папы и первенстве Римского престола можно прочитать здесь.

Часто задаваемые вопросы

Есть большое количество вопросов, которые интересуют многих людей. Уровень духовности у каждого разный и не все могут правильно ответить на вопросы или решить поставленные задачи.

Предлагаем ознакомиться:  Кто является православным христианином

Священники говорят о том, что ходить в католический храм православному можно, а вот принимать участие в обрядах – нельзя. Тоже самое касается и католиков по поводу православных храмов. Бывает такое, что люди хотят сменить веру и принять обряд крещения. Такой вопрос необходимо решать непосредственно со священнослужителем.

Иной вопрос заключается в том, почему католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января{q} Данная разница возникла из-за разницы в григорианском и юлианском календарях. Католики, которые живут по григорианскому календарю, отмечают в ночь с 24 на 25 декабря. Среди православных же действует юлианский календарь, который разница между ними изначально была в 1 день, а со временем составила 13 дней. Со временем было принято решение об изменении юлианского календаря, но разница так и осталась.

Именно поэтому Рождество отмечается православными в ночь с 6 на 7 января. Но не все православные церкви приняли такую установку. Некоторые поместные православные церкви так и празднуют этот праздник 25 декабря. Многие все же считают правильным празднование Рождества 25 декабря. Это связано и с соблюдением поста. Ведь многие православные, как и католики отмечают Новый год. А как же можно праздновать этот праздник, если пост заканчивается только 7 января{q}

Выбор веры не всегда зависит от нас. Бывает такое, что это решение принимают за нас наши родители. Самое главное – это не кидаться из одной крайности в другую. Перед тем, как решить сменить веру, необходимо четко осознать все тонкости как позитивные, так и негативные.

Господь всегда с Вами!

Различие между православными и католиками: текст Символа Веры

Различный текст Символа Веры — это еще одна причина разногласий между православными и католиками, — хотя различие заключается всего лишь в одном слове.

Символ Веры — это молитва, которая была сформулирована в IV веке на первом и втором Вселенских соборах, и она положила конец многим вероучительным спорам. В ней сформулировано все, во что верят христиане.

В чем различие текстов у католиков и у православных{q} Мы говорим, что верим «И в Духа Святаго, иже от Отца исходящего», а католики добавляют: «…от «Отца и Сына исходящего…».

На самом деле, добавление всего лишь одного этого слова «И Сына…» (Filioque) существенным образом искажает образ всего христианского учения.

Тема богословская, трудная, о ней сразу лучше читать хотя бы на Википедии.

Католики верят в существование чистилища, а православные говорят про то, что нигде — ни в одном из книг Священного Писания Ветхого или Нового Заветов, и даже ни в одной из книг Святых Отцов первых веков — нет упоминаний о чистилище.

Трудно сказать, как это учение возникло у католиков. Тем не менее, сейчас Католическая Церковь принципиально исходит из того, что после смерти есть не только Царство Небесное и ад, но и место (вернее, состояние), в котором оказывается душа человека, умершего в мире с Богом, однако недостаточно святого, чтобы оказаться в Раю. Эти души, по-видимому, обязательно придут в Царство Небесное, но для начала им надо пройти очищение.

Православные смотрят на загробную жизнь иначе, нежели католики. Есть Рай, есть ад. Есть мытарства после смерти, чтобы укрепиться в мире с Богом (или отпасть от Него). Есть необходимость молиться за умерших. Но никакого чистилища нет.

Подробнее о чистилище можно прочитать опять же на Википедии.

https://www.youtube.com/watch{q}v=bOkHVhH3zBc

Вот те три причины, в которых различие между католиками и православными настолько принципиальное, что тысячу лет назад возникло разделение Церквей.

Одновременно за 1000 лет раздельного существования возникли (или укоренились) ряд других различий, которые тоже принято считать тем, что отличает нас друг от друга. Что-то касается внешних обрядов — и может казаться достаточно серьезным различием, — а что-то касается внешних традиций, которые обрело христианство там и тут.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о