Религии Восточной Азии. Буддизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм

0
11

1. Структура религии. Религиозное сознание.

В
первобытном обществе религия как
относистема самостоятельное образование
еще не выделилось, позднее став
самостоятельной областью духовной
жизни она все более дифференцировалась,
в ней выделяют элементы, складывались
связи этих элементов.

-религиозное
сознание,

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpressru


религиозная деятельность,

-религиозные
отношения,

-религиозные
институты и организации.

Основной
субъект носителями религиозности,
действующими в религиозной сфере могут
быть индивиды, соц.группы, этносы,
государства. Эти субъекты обладают
религиозным сознанием, ведут особую
деятельность, в процессе, которой
выступают в религиозное отношение для
упорядочения этих отношений. Субъект
объединяются в различные религиозные
организации.

а)
в объективное существование существ,
свойств, связей, превращений, которые
являются продуктом процесса
гипостазирования;

б)
в возможность общения с кажущимися
объективными существами, воздействия
на них и получения от них помощи;

в)
в действительное совершение каких-то
мифологических событий, в их повторяемость,
в наступление ожидаемого мифологического
события, в причастность к ним;

г)
в истинность соответствующих представлений,
взглядов, догматов, текстов и т. д.;

д)
в религиозные авторитеты — «отцов»,
«учителей», «святых», «пророков»
,церковных иерархов, служителей культа.

Важный
компонент религиозного сознания
составляет религиозное чувство- это
эмоциональное отношение верующих к
признаваемым объективными существам,
свойствам, связям, к сакрализованным
вещам, персонам, местам, действиям, друг
к другу и к самим себе, а также к религиозно
интерпретируемым отдельным явлениям
в мире и к миру в целом.

Религиозное
сознание имеет два уровня —

  • обыденный

  • концептуальный.

Обыденное
религиозное сознание
предстает в виде образов, представлений
,стереотипов, установок, мистерий,
иллюзий, настроений и чувств, на обыденном
уровне доминирующую роль играет эмоции
и чувства и настроение. Содержание
обыденного сознания облечено в наглядно
образные формы.

Религиозное
сознание на концептуальном уровне
— это специально разрабатываемая,
совокупность понятий, идей, принципов,
рассуждений, аргументаций, концепций.
В его состав входят: учение о Боге, мире,
природе, обществе, человеке, так же
философия и религиозная философия и
религиозно экономические и политические
и прочие концепции.

2.Религиозная деятельность

Существуют
два основных вида религиозной деятельности:
внекультовая и культовая.

Внекультовая
осуществляется в духовной и практической
сферах. Духовную
внекультовую деятельность
образуют разработка религиозных идей,
систематизация и интерпретация догматов
теологии сочинение богословских
произведений. Разновидностями практической
внекультовой деятельности
являются производство средств религиозного
культа, миссионерство, участие в работе
соборов, преподавание богословских
дисциплин в учебных заведениях,
управленческая деятельность в религиозных
организациях и институтах, пропаганда
религиозных взглядов через печать,
радио, телевидение,

Важнейшим
видом религиозной деятельности является
культ. Культовая
деятельность
представляет собой особые формы
поведения, выражающие поклонение
объектам и силам чтимыми в качестве
священных. Содержание
культа
определяется религиозными представлениями
и догматами, содержавшимися в текстах
священного писания, молитв, псалмов.

Предлагаем ознакомиться:  Сонник Родственники 😴 приснились, к чему снятся Родственники во сне видеть{q}

Объектом
культа
является то сверхъестественное существо,
к которому обращаются верующие.

Субъектом
культа
может быть религиозная группа или
верующий индивид.

Предметом
культа
выступают те же материальные объекты,
которые осознаются в форме религиозных
образов, вещи, животные, растения, горы,
реки, солнце, луна. Так же предметом
культа могут быть предметы и явления
представленные в виде духов, богов,
ангелов и т. д.

Средствами
культа
могут быть здания, предметы и религиозное
искусство.

В
результате культовой деятельности
удовлетворяются религиозные потребности
верующих, путем воспроизведения
религиозных образов и мифов оживляется
религиозное сознание, совершается
переход от негативного состояния
подавленности, беспокойства,
неудовлетворенности, скорби, к позитивному
состоянию успокоение, радость. Происходит
общение верующих друг с другом,
сплачивается религиозная группа,
удовлетворяется эстетические потребности.

5. Четыре благородные истины в буддизме

 Первое: жизнь — это страдание.

 Второе: существуют причины страданий — это 

желания.

 Третье: прекращение страданий достигается

   через полное уничтожение желаний в нирване.

 Четвертое: существует путь избавления от

   страданий — Восьмеричный путь буддизма.

1. Возникновение религии

Вопрос
о происхождении религии один из
центральных вопросов религиоведения.
Наука критически относится к утверждению
богословов о сверхъестественном
источнике религии. Со времени появления
религиоведения собрано много достоверной
информации убеждающей в том, что религия
это историческая категория культуры и
ее истоки находится в земных реалиях
бытия человека первобытного общества.

Первобытная
религия это порождение мифологического
этапы становления культуры человечества,
отражение начального состояния психики,
разума и знания первобытного человека
о себе и о окружающем мире.

Большинство
авторитетных историков и религиоведов
констатирует наличие беспорных следов
верования и культа лишь у человека
разумного появившегося примерно 40000
лет тому назад.

Религия
появилась как естественная и закономерная
форма мифологического восприятия
первобытного предка. Основой этого
мировосприятия служило мифологическое
сознание, в котором сочетались реальное
и вымышленное, действительное и желаемое,
практический опыт и нелепое суеверие.

В
лоне мифологического сознания как
непосредственно чувственная реакция
на жизненные реалии формировались
первобытное верование и первобытный
культ, а также множество дошедшие до
наших дней предрассудков, поверий и
нелепых примет.

Сегодня
вряд ли возможно точно выявить самую
раннюю форму религии, можно лишь
предположить, что наиболее ранними были
такие, особенно примитивные ее формы
как тотемизм и фетишизм.

Предлагаем ознакомиться:  Книга «Как вернуть любимого{q} 49 простых правил». Как вернуть любимого: советы и рекомендации психологов

2. Первобытные верования

Одной
из древнейших форм религии считается
тотемизм
— это вера в родственную связь между
группой людей, составляющей род и племя
с определенным видом животных или
растений, изредка с неодушевленными
предметами и явлениями природы. Такое
животное или растение является тотемом
данной группы.

Тотем
— это порождение свойственного
мифологического сознанию антропоморфизма
то есть очеловечивание окружающего
мира, наделение человекоподобными
чертами. Первобытный человек не выделял
себя из окружающего мира и ощущал кровное
родство с ним. Отсюда и вера в происхождение
своего племени или рода тотемных, чаще
всего промысловых, животных и растений,
а затем и их почитание.

Следы
древнего тотемизма сохранились и во
многих современных религиях в виде
почитания священных животных и растений.
В рамках тотемизма возникла система
запретов (половозрастных, пищевых и
других), называемых табу, регулировавших
социальные отношения. В первобытном
обществе также возник фетишизм
— почитание неодушевленных, материальных
предметов, якобы обладающих
сверхъестественными свойствами.

Религии Восточной Азии. Буддизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм

Случайная связь важных событий с теми
или иными предметами, воспринималась
как существующее и эти предметы
становились фетишами ( объектами
поклонения). С их помощью пытались
воздействовать на загадочные силы
природы с целью вызвать наступление
благоприятных событий. Пережитки
фетишизма обнаруживаются в культе
современных религий, в ритуалы, которых
обязательно включают предметы наделяемыми
сакральным смыслом, особенно этими
пережитками насыщенны суеверия, таковы
например и поныне популярные у многих
талисманы и амулеты.

Еще
одной формой первобытных верований и
связанной с ними практикой была магия
— совокупность представлений и обрядов,
в основе которых лежит вера в возможность
влияния на людей, предметы и явления
объективного мира с помощью определенных
действий.
Вера здесь более отчетлива и осознана,
а связанная с ней магическая практика
пронизывает разнообразные сферы
деятельности: охота, земледелие, военные
столкновения соседними племенами и
т.д.

Со
временем магическая практика стала
особым занятием сведущих в ней сородичей,
колдунов, шаманов, позднее жрецов.
Благодаря им магические приемы приобрели
мифический, чаще скрытный от непосвященных
содержания и стали передаваться из
поколения в поколение. Исследователи
зафиксировали у доцивилизованных
народов огромное количество проявления
магии: вредоносную, военную, целебную,
промысловую, завораживающую и др.

Первобытный
человек часто перебегал как магии,
пытаясь воздействовать на загадочные
силы природы. Он наделял природу
антропоморфными качествами, олицетворял
силы природы и поклонялся им. Так на
основе магии возник культ природы,
выражающийся в поклонении солнцу, луне,
звездам, стихиям.

Предлагаем ознакомиться:  Какой камень подходит рыбам женщинам по гороскопу

Более
развитой формой первобытных верований
считают анимизм
— веру в существование души и духов или
всеобщую одухотворенность природы.
Анимизм
наполняет окружающий мир духами предков
и духами стихий. Наиболее ярко анимизм
проявляется в языческих политеистических
верованиях у древних славян, греков.

Народное
мифотворчество наделило всю окружающую
природу душами и духами, нимфами,
русалками, лешими, водяными и др. Добрые
или злые силы природы в анимизме
персонифицируются, их можно упросить
и задобрить пожертвованиями. Идея
существования души со временем рождает
веру в загробный мир, а во многих религиях
востока — учение о переселении душ.

На
основе погребальных обрядов и веры в
посмертное существование души,
складывается культ предков — вера в
способность духов умерших предков
навещать живых сородичей, помогать им
или вредить. Культ предков характерен
для развитого родового строя, в основном
для отцовского рода. Вступая в иллюзорное
отношение с миром духов, человек желал
заранее узнать результаты своего
обращения к ним.

На
основе желания узнать свое будущее
сформировалась мантика
(гадание) — мнимое, воображаемое искусство
угадывание будущего, вера в возможность
предсказания будущего и возможность
оказать на него определенное воздействие,
относится к числу стойких предрассудков.

9. Направления буддизма

— Хинаяна («Малая колесница», южный буддизм), распространена в Таиланде, Мьянме, Лаосе, Камбодже, 

Шри-Ланке. Он ближе к раннему буддизму. Верующие считают, что нирваны могут достигнуть только 

монахи. Будда в хинаяне — идеал и учитель совершенства, объект подражания и почитания. Хотя в хинаяне 

есть элементы обожествления Будды, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религиозной 

организации. Многими термин «хинаяна» считается унизительным и оскорбительным, поэтому течение 

всё части называют Тхеравада («учение старейших»).

— Махаяна («Великая колесница», северный буддизм), распространена в Китае, Японии, Вьетнаме, Корее, 

Тибете, Непале, Бутане, Монголии и России. Допускает обретение нирваны не только монахами, но и 

мирянами при условии помощи особых существ, которых называют бодхисатвы (существа, добившиеся 

нирваны, но решившиеся остаться в сансаре, чтобы помогать непросветлённым). В махаяне сложной культ 

и обрядность, имеется развитая иерархия. Будда обожествляется.

— Ламаизм (Тибетский буддизм, ветвь махаяны). Ещё большая иерархичность, почитание лам — духовных 

учителей, проходя-щих круг реинкарнаций. Во главе — тибетский Далай-лама (перерождение бодхисатвы 

Авалокитешвары).

— Дзен-буддизм — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI вв. под большим влиянием даосизма и являющаяся распространённой формой буддизма в Китае, Вьетнаме, Корее и Японии. В широком смысле дзэн — это школа 

мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма. 

Дзэн-буддисты убеждены, что внутренний мир человека отражается, как в зеркале, во всём том, что он 

наблюдает. Широко распространены каллиграфия, икебана, бонсай, сады камней, единоборства. 

23. Синтоистские храмы Японии

Ступа Лотоса в Лумбини (Непал)

Пагода Шведагон в Янгоне (Мьянма)

Храм Ясукуни в Токио, где поклоняются не ками, а душам воинов, погибших за Японию и 

императора.  В связи с тем, что среди почитаемых в святилище имеется несколько японских 

Религии Восточной Азии. Буддизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм

военачальников, признанных международным трибуналом военными преступниками, 

святилище многократно оказывалось в центре внимания международной прессы, а посещение 

его японскими политическими лидерами неизменно становится поводом для международных 

скандалов и официальных протестов, главным образом со стороны Китая и Южной Кореи.

Тории (букв. «птичий 

насест») — ритуальные 

врата, устанавливаемые 

перед святилищами. 

Традиционно они 

представляют собой ворота 

без створок, из двух 

столбов, соединённых 

поверху двумя 

перекладинами.

14. Мандала

Разобраться в устройстве мира 

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcopyrightru

верующим буддистам помогают 

мандалы. Мандала — это 

геометрический символ, который 

интерпретируется как модель 

Вселенной. Типичная форма — 

внешний круг, вписанный в него 

квадрат, в который вписан внутренний 

круг. Внешний круг — Вселенная, 

внутренний круг — мир божеств. 

Квадрат между ними ориентирован 

по сторонам горизонта. Мандалы 

часто изображаются в буддистских 

храмах. Мандалы могут вышиваться 

на ткани, рисоваться на бумаге, 

изготовляться из зерен риса, горошин, 

цветного песка, мелких камешков. 

17. Конфуцианство

— В Китае это учение известно под названием «школа учёных», «школа учёных 

книжников» или «школа образованных людей», «конфуцианство» — это 

западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке.

— Конфуцианство — это скорее не религия, а философское учение, которое 

проповедовал китайский мыслитель Кун-Цзы, получивший в Европе имя 

Конфуций.

— Человек должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью 

Конфуций (Кун(скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, 

Цзы)

любовь к людям) и чувством долга. 

(ок. 551—479 до н. — Одна из важных основ порядка — строгое повиновение старшим. Любой 

э.), древнекитайский старший, будь то отец, чиновник или государь, — беспрекословный авторитет 

для младшего, подчиненного, подданного.

мыслитель,

— Государство — это большая семья, а семья — малое государство.

основатель

—  Конфуцианство — очень консервативная система. Здесь не допускаются 

никакие отклонения от нормы, никакая экстравагантность, оригинальности 

конфуцианства.

ума или внешнего облика. Эгоистические наклонности человека должны 

подавляться с детства. Китаец с младых лет привыкал к тому, что личное и 

эмоциональное на шкале ценностей несоизмеримо мало по сравнению с 

общим, рационально обусловленным и обязательным для всех.

— Сплав религии, философии и науки (европейской культуре не известен).

19. Даосизм

Иероглиф «дао»

— Зародился в V в. до н.э.

— Основное понятие — «дао» («путь»). Оно настолько всеобъемлюще, 

что его крайне трудно определить и объяснить. В упрощенном виде дао 

можно понять как первооснову природы и общества, великий и 

всеобщий закон природы.

— Понятие дэ («благодать») — основное качество, обеспечивающее 

наилучший способ существования каждого отдельного существа или 

вещи.

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

— Даосы пассивно следуют дао, то есть фактически плывут по течению 

жизни. Верующих этой религии часто упрекают в недеянии.

— Легендарный основатель даосизма — Лао-цзы, создавший 

философский трактат «Дао Дэ Цзин».

— Важную роль играют психофизические практики гармонизации 

фэншуй, цигун, иглоукалывание. Даосизм исследует ландшафт. Именно 

даосскими монахами впервые в мире был изобретён компас.

Лао-цзы (VI–V вв до н.

Ворота в даосский Храм Белых 

Облаков в Пекине (основан в 739 г.)

Даосский храм на острове Тайвань

Китайская национальная религия

— конфуцианство отвечает за отношения человека с государством, работодателем и внутри 

семьи; 

— даосизм «курирует» связи с внешним миром — природой, средой обитания; 

— буддизм ответствен за внутреннюю сферу человека, его сознание, переживания.

Китайской национальной религии придерживаются от 230 до 250 млн. жителей Китая.

Инь и ян

Одна из важнейших концепций конфуцианства, даосизма и буддизма 

— дуалистичная философия единства и борьбы противоположностей 

инь и ян. Инь символизирует женское, пассивное, темное, внутреннее 

начало; ян — мужское, активное, светлое, внешнее. В процессе 

развития китайской философии инь и ян всё более символизировали 

взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и 

ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и 

отрицательного.

22. Синтоизм

Богиня Аматэрасу

— Возник в VII—VIII вв. на основе японской мифологии. 

— Представляет собой политеистическую религию. Наиболее почитаемое 

божество — богиня солнца Аматэрасу, сотворившая весь Японский 

архипелаг. Её потомком и своеобразным живым богом до 1945—1947 гг. 

считался император Японии. 

— Синтоисты поклоняются духам природы (неба, светил, рек, камней, 

животных, деревьев, гор), которых называют ками. Японцы строят для 

ками храмы-святилища, в которых им и поклоняются.

— Испытал значительное влияние буддизма. До реставрации Мэйдзи 

(1868—1889 гг.) — вторая религия Японии, после буддизма. Затем — 

государственная религия. 

— Некоторыми народами воспринимается как основа 

националистической агрессивной доктрины Японии, оправдывающей 

экспансию в Тихоокеанском регионе.

— Численность исповедующих исключительно синтоизм — ок. 4 млн. 

Соблюдающих хотя бы некоторые синтоистские обряды намного больше.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о