Деревенский приворот: древняя магия

0
11

• Аккадские тексты

Древнейшие письменные памятники шумерской эпохи (ок. XXVI—XXIV вв.[45]) содержат небольшое число сведений о ритуалах[46]. Причина в том, что письменность в это время выполняет функции, весьма далекие от сферы культовой деятельности. Это учет продуктов и изделий, предназначенных для кормления работников храма и храмовой администрации, а также для обмена с другими городами.

Это реляции городских правителей о строительной и военной деятельности, подаваемые богам вместе с каждым возводимым объектом или выигранным сражением. Это, наконец, упражнения для школьников, состоявших в то время исключительно из сыновей богатых и знатных родителей. Грамота была для них чем–то вроде дополнительной инициации дававшей право на вхождение в общественную элиту.

Архаические тексты из Урука и Джемдет–Насра, записанные пиктограммами, до сих пор не поддаются адекватному прочтению. Гораздо лучше интерпретируются надписи на печатях этого времени, поскольку они сопровождаются рисунками предметов и божеств, о которых идет речь. Польский исследователь К. Шаржиньска, а еще раньше А.

А Вайман установили, что на одной из урукских печатей изображены планета Венера (знак богини Инанны), созвездие Тельца (бык), знаки «восхода и «захода а также знак «праздник»[47]. Всю эту совокупность знаков можно прочесть как «восхождение (и) захождение Венеры в созвездии Тельцам (1, 12–16). Из других источников этого же времени выясняется, что ежедневное восхождение и захождение Инанны–Венеры сопровождалось приношениями ячменного хлеба и пива (устное сообщение А, А.

Деревенский приворот: древняя магия

Ваймана), По–видимому, это древнейший шумерский ритуал, сохраненный письменным источником, и особенно интересно, что это ритуал, стимулирующий деятельность астрального божества. Больше о ритуалах того далекого времени ничего сказать нельзя, и от полурисованных текстов мы переходим к источникам, которые уже можно прочесть.

Среди заговоров из Шуруппака (совр. Фара) нам попался один замечательный текст с заклинанием в помощь роженице. Это, по–видимому, древнейший поддающийся прочтению ритуал, и весьма символично, что именно родовой ритуал вводит нас в месопотамскую традицию. Предложения здесь выписаны не полностью, поэтому они восстанавливаются по более поздним копиям.

Вероятно, первыми подробными записями ритуала в истории мировой культуры следует считать египетские Тексты Пирамид (XXV–XXIV вв.) и почти современные им надписи на статуях и цилиндрах Гудеа (XXII в.). Оба текстовых корпуса имеют определенную идеологическую функцию: если Тексты Пирамид предназначены для обеспечения умершему царю безопасного пути к воскрешению в загробном мире, то тексты Гудеа призваны помочь их составителю оправдаться перед божеством, предопределившим ему судьбу, и заодно перед потомством, которое в награду за славные деяния Гудеа должно будет постоянно кормить его дух жертвами. Жертвы: будут подноситься статуям Гудеа в месте поминовения — особом приделе храма, который назывался у шумеров вместо напоения водой».

Статуи Гудеа содержат весьма значительную, сравнительно с надписями предшествующих эпох, информацию ритуального характера. Информация эта касается важнейших праздников шумерского годового цикла — Нового года и священного брака. События эти происходили в Лагаше практически одновременно, о чем свидетельствует, например, фрагмент статуи Е: «В день Нового года, праздник Бау, в качестве брачных даров приносили;

1 жирного быка, 1 „травяную» овцу, 3 жирные овцы, 6 баранов–самцов, 2 ягнят, 7 гроздей фиников, 7 кувшинов лучшего масла, 7 плодов финиковой пальмы, 7 мер инжира… Таковы брачные дары Бау в прежнем храме с давних пор были» (V 1 -VI 4)[52]. Построив своей хозяйке новый храм, Гудеа увеличивает число жертв (вместо одного быка — два, вместо трех жирных овец — десять) и приглашает хозяйку храма войти в ее новое жилище.

После водворения статуи Бау и своего покровителя бога Нингишзиды в новый храм Гудеа приказывает установить в храме и свою статую. Этой статуе, также как к изображениям богов, должны приноситься достоянные жертвы. Итак, мы видим, что под Новый год, когда совершается брак бога Нингирсу со своей супругой Бау, Гудеа возводит в ее честь новый храм и увеличивает число брачных даров, что дает ему основание требовать себе и своему изображению такой же чести.

В надписи на статуе В все жертвы, приносимые статуе правителя, получили название ME, что в данном случае следует понимать как силы, необходимые для подержания загробной жизни правителя в Подземном мире. Эти силы передаются ему через его изображение, стоящее в храме. Точно такие же ME (жертвы–силы) имеет и каждый бог, ежедневно питаемый жертвами через свои статуи и символы.

древний шумерский обряд приворота

Здесь же сохранился краткий рассказ о процедуре освящения перестроенного храма Нингирсу. Гудеа сообщает о грандиозном празднике, включавшем в себя очищение храмового фундамента огнем, освящение первого кирпича в основании храма, удаление нечистых из города, временное упразднение всех должностных обязательств и социальных различий, даже об установлении справедливости, бывшей идеалом для шумерских правителей, и об изгнании всяческой вражды и распри[53].

Впрочем, более подробно сообщают об этом тексты Цилиндров Гудеа. В надписи на статуе R впервые упоминается обряд отверзания уст, чрезвычайно распространенный в Египте и Месопотамии. К сожалению, надпись серьезно повреждена, и. мы не можем с абсолютной точностью реконструировать ее контекст: В начале текста Гудеа называет себя «праведным пастырем, верным слову Нингирсу, приведшим в порядок власть (биллуда) богов» (I 1—7), и сообщает о перестройке храма Нингирсу, а также об установлении «свободы» (букв, «возвращение к матери») (II 7—8) от поборов для главного плакальщика храма Наммахни.

Далее идет несколько разбитых строк, в которых, по–видимому, говорится об установлении статуи Гудеа в «храме драгоценной женщины». После этого сообщается о том, что этой статуе «отверзание уст он установила (IV 3–4). Вполне возможно, что так делали и в более раннее время, но никаких сведений не сохранилось.

1. Желание Нингирсу перестроить свой храм и склонение к этому Гудеа (А I 1–XII 20);

2. Приготовления к строительству и строительство храма (XII 21–XXIX 12);

3. Благословение храма Энинну (XXIX 13–XXX 14);

4. Освящение Энинну (В I 1–XX 12);

5. Благословение Энинну и Гудеа (В XX 13–XXIV 8), (8, 37–93).

ВСЕМ СЛЕПЫМ Славянское понятие "совесть"...

Не будет большим преувеличением, если мы скажем, что вся культовая поэма, размещенная на двух цилиндрах, посвящена ME — сакральной категории мироощущения шумеров, В первой ее части (соответственно Цилиндр А) бог Нингирсу высказывает желание осуществить перестройку и освящение своего храма со всеми сопутствующими этой церемонии жертвами и праздничными мероприятиями.

На языке шумерской идеологии это означает, что бог хочет проявления своих ME, их воплощения в действительности. Орудием бога в этом процессе выступает правитель Гудеа, которому Нингирсу выражает свою волю в священном сне во время инкубации последнего в храме. Воля бога высказывается в момент разлива рек, то есть накануне месопотамского Нового года.

Осуществление вышней воли происходит через год и три дня, в это же календарное время, и водворенный в обновленное жилище Нингирсу убеждается в том, что его ME, ранее существовавшие лишь внутри его воли, отныне проявлены и воплощены как в форме самого храма, так и в предметах и действиях ритуала. Следовательно, основная задача текста — показать путь ME от их возникновения в сознании и волевом порыве божества к оформлению во всем, что обеспечивает божеству жизненную энергию и хорошее настроение.

В свою очередь, радостное и всем довольное божество обязательно осыплет своими милостями всех, кто принимал участие в оформлении его замыслов. И прежде всего это касается самого правителя Гудеа (8, 81–82; 9, 418, примеч. 2). Приведем несколько фрагментов из этого замечательного произведения шумерской словесности.

Вероятно, фрагмент ритуала царского омовения в первые дни весеннего или осеннего полугодия. Табличка эпохи III династии Ура (точной датировки нет). Текст сильно поврежден. Перевод с новошумерского В. В. Емельянова но изданию: Legrain L. Ur Excavation Texts HI. London, 1937 (No, 57).

Табличка из Ниппура, написанная в первые века Старовавилонского периода. Кратко перечисляет основные ритуальные действия, связанные с присвоением кандидату статуса эн в городе Урукс. Вероятно, служила инструкцией жрецу. Перевод с позднешумерского В. Б. Емельянова по изданию: Poebel. А Publications of the ВаЬу1оniаn Section of Pennsylvanian Museum V. Philadelphia, 1915 (No. 76, VII 2–26).

Предлагаем ознакомиться:  Черный приворот на любимого который нельзя снять

Древний приворот на любимого человека

Приворот: сущность воздействия и его следствия

В данной статье мы постараемся ответить на наиболее частые вопросы о привороте :

  1. Как сделать приворот (и можно ли браться за это без специальных навыков)?
  2. Время начала действия любовного заговора (сроки приворота) и факторы, на них влияющие;
  3. Признаки приворота и отличие черной магии (зомбирования), его опасность;
  4. Последствия приворота , возможна ли гармония после применения заговора на любовь .

Здесь изложен мой личный опыт любовной магии , 17-летняя практика подобных воздействий (в разные периоды жизни я сталкивался и с зомбированием , и с традиционными заговорами на любовь , как в плане устранения, так и наведения того или иного типа приворота, не один десяток раз).

Приворот – это сознательное энергетическое влияние на биополе другого человека, с целью пробудить в нем ответные чувства. (Посредством магии Вуду, чтения заговоров на любовь и других методов традиционного колдовства или современных психотехник).

Что чувствует субъект приворота? Многие методы основаны на объединении энергетических потоков (мужского и женского), вплоть до техник «наложения».

Такая магия – палка о двух концах, и действует в обе стороны. В первые несколько суток, и заказчик, и, особенно, реципиент могут чувствовать учащенное сердцебиение (при черных приворотах – до симптомов аритмии, с трудностью вздохнуть, особенно по утрам), а также повышенную двигательную активность (хочется бегать, прыгать) в момент «наложения» (удвоенная энергия требует выхода).

Помимо учащения сердцебиения, в первые сутки после приворота (изменения в энергетике, встраивание), возможны также редкая дрожь (и непонятная невозможность уснуть), жжение изнутри, ощущение «все болит» (при полном отсутствии физической боли). Позднее, эти симптомы проходят, и, как правило, не повторяются.

У привораживаемого при общении может возникнуть ощущение эйфории и «помутнения в голове» в присутствии заказчика, усиление полового влечения, налицо состояние измененного сознания (как при легком трансе, яркой влюбленности или первых стадиях алкогольного опьянения).

ВСЕМ СЛЕПЫМ Славянское понятие "совесть"...

«Белые» привороты стимулируют сильную нежность, обожание (как при активации зон коры головного мозга, отвечающих за одобрение, влюбленность, ощущение близости, родного человека). Черные привороты, основанные на принципе «жгута» действуют иначе: без него плохо, с ним (заказчиком) – еще хуже. Апатия, слабость, выпадение волос и ломкие ногти, частые простуды, немотивированное раздражение: все это лишь немногие признаки черного приворота.

И если умеренные методы действуют сродни алкоголю или, вернее идеально подобранным духам (помните фильм «Парфюмер»?), то зомбированиезаставляет быть с заказчиком, ничего не меняя внутри: реципиент всегда чувствует «что-то не так». Естественно, никаких полноценных отношений после такого колдовства не построишь.

В каких случаях обычно обращаются к помощи любовных заговоров ?

Чаще всего приворот делают для того, чтобы вернуть утраченные отношения. Здесь применяется колдовство (например, заговор на любовь), нацеленное именно на возврат человека. Результат такого любовного заговора достигается за счет того, что он усиливает имеющиеся между людьми энергетические каналы. И чем меньше времени прошло с момента расставания, тем легче будет вернуть отношения с помощью тех или иных средств любовной магии.

Как правило, наиболее скорый и стабильный результат дает приворот, проведенный в течение нескольких месяцев после разрыва. В подобном случае эффект можно увидеть уже через неделю-две после осуществления любовного заговора. Если с момента расставания прошло менее полугода, восстановить былые чувства тоже реально, однако, на возврат может потребоваться больше сил, и результат любовной магии не всегда виден сразу.

Если делать приворот через полгода-год после того, как люди разошлись, то на проявление зримого эффекта приворота может потребоваться от одного до нескольких месяцев.

Критический срок начала действия приворота – 9-12 месяцев: когда нет общения между людьми, если у любимого появились чувства к другой (а значит, его «центр тяжести»/точка внимания уже не на Вас), или он не хочет видеться, ни под каким предлогом. Например, из-за сильной обиды. Да, непосредственный контакт, встречи – важный фактор для сильного приворота (без него, вероятность успеха не выше 60%).

ВСЕМ СЛЕПЫМ Славянское понятие "совесть"...

Любовный заговор – это сложное явление, на результат которого влияет масса факторов: это и фаза Луны в момент проведения приворота, и энергетическая совместимость пары (которую соединяют любовной магией), уже названное условие общения («чтобы склеить поверхности, они должны соприкасаться»). Проще говоря, энергетические поля заказчика любовного заговора и самого субъекта приворота должны взаимодействовать, а это возможно лишь при очном общении.

Сроки, названные выше, конечно же, являются относительными (иногда и без общения человек поддается привороту за пару дней, начинает звонить).

Для того чтобы определить, насколько эффективным будет тот или иной метод любовной магии в конкретном случае, а также, сколько ждать результата, нужно сделать гадание перед началом проведения заговора на любовь. Необходимо подробно изучить все аспекты данных отношений, для того чтобы спрогнозировать – будет ли приворот действенным и насколько, вообще, целесообразна любовная магия в данном случае.

(!) Приворот, основанный на соединений энергетических полей, начинает действовать – при условии не слишком редкого и очного общения с привораживаемым – в течение суток, 1-3 (в большинстве случаев, примерно 70%).

С помощью заговоров (и других видов магического приворота) можно не только вернуть, но и создать отношения. Такой приворот используется обычно в случаях неразделенной любви. Любовная магия поможет и здесь. Колдовство может создать влюбленность и интерес в душе того человека, который еще недавно был холодным, и тем самым даст толчок событиям для развития отношений. Факт общения в данном случае просто необходим для успеха приворота (будь то любовный заговорили приворот по Вуду).

ВСЕМ СЛЕПЫМ Славянское понятие "совесть"...

Стоит отметить, что существуют самые разные способы приворота, как по технике исполнения, так и по религиозной составляющей.

Методы гаитянской и африканской любовной магии обращены к духам лоа (Оришас), посредникам – и требуют животной жертвы для успеха приворота. Часто Voodoo называют черной магией, но это не так: это древнее этническое колдовство, напрямую связанное с религией Вуду. Культ предков и духов-посредников распространен на Гаити, Кубе, в различных регионах Африки (и все это называется Вуду, на Западе – обобщенное название подобной магии, далекой от законов современного общества).

Методов африканского колдовства великое множество – это и зелья, амулеты и талисманы, различные любовные заклинания, привороты на след, обращенные к духам природы (трав, растений) и даже к аналогам католических святых (в гаитянском Voodoo ). Любовная магия в традициях Вуду очень сильна, но доступна только для посвященных, обычно членов этнических групп.

Очень много обмана связано на Западе (да и в России) с темой Вуду (и в частности, приворота по Voodoo ). Такой приворот может сделать лишь обученный жрец (унган или мамбо), проживший на Кубе или в Африке много лет. И получивший право на гадание и приворот не только для себя, но и другим (это очень высокий статус, как у христиан – епископ).

Фактически, единицы «магов» и «колдунов» в западном мире (берущихся помогать другим людям в любовной магии) реально принадлежат к общинам Вуду – остальные самозванцы. И уж тем более, практически никто из россиян не имеет должного статуса для такой практики. Древняя магия Voodoo сильна, но также как глупо звучит «бразильская православная бабушка» (из тех, что лечат заговорами), также и «Вуду по-русски», обычно лишь обман.

История по крупицам - Google

В «лучшем» случае – искаженная практика мага-самоучки, возомнившего, что знает Вуду, обложившись бульварной литературой на тему (в которой традиционно перевраны орики (молитвы) и веве (печати духов)). Это еще хуже, так как вред может быть и для самого заказчика приворота. Всегда спрашивайте название общины Вуду, имя жреца и статус ( Voodoo – это гос. религия о.

Предлагаем ознакомиться:  Страшные реальные истории про привороты

Гаити), имена учителей в магии и их контакты (сейчас не каменный век, телефоны есть даже в Африке, в каждом крупном селении, маги тоже пользуются современными коммуникациями). Тогда вы сможете отличить горе-колдуна от настоящего последователя Вуду. Как я уже сказал, в СНГ таковых (практикующих магию Voodoo ) – единицы.

Есть и другие традиции колдовства , например «деревенская магия», разнообразные присушки и любовные заговоры. В них обращение идет к стихиям, силам природы, языческим образам (из традиционной славянской магии – например, к утренней заре) и даже христианским святым. Заговоры бывают «чистыми», то есть просто текст, а также с манипуляциями посредством свечей, куриных яиц, ниток, иголок, предметов с кладбища и других средств народной магии.

Нередко заговоры на любовь читаются на вино (алкоголь), сладкое (например, пряники) или добавляются в еду с менструальной кровью. Такие заговоры относятся к типу «биологического» приворота , и облегчают попадание программы колдовства в энергетику и сознание «жертвы» подобной любовной магии. Данный метод относится к наиболее надежным и сильным приворотам.

Особенно сильные привороты делаются на водку, красное вино, сюда же стоит отнести и привороты на крови (с подмешиванием своих выделений в еду и пищу). Это очень надежный приворот, но и чрезвычайно опасный. Такое колдовство, при неправильном применении, способно сильно подорвать здоровье субъекта любовной магии , и тогда уже будет не до страстей.

История по крупицам - Google

Если, конечно, Вас интересует судьба возлюбленного, ставшего жертвой магического приворота. Заговоры обычно читаются по памяти, натощак, при открытой форточке, лицом на Восток. В древности, колдуны выходили в поле и читали в полный голос молитвы и заговоры на любовь, обращаясь к силам природы и языческим Богам (а позднее – к православным угодникам, ангелам и архангелам). Например, молитва к архангелу Михаилу считается действенной против черной магии и козней колдунов.

Наделение судьбой царя[50]

Перед нами сразу несколько способов наделения человека исключительным статусом правителя. Во–первых, это придание ему праведности через сакральное рождение и воспитание (зачинает его сам бог Нингирсу, на время входящий в его отца Акургаля), держание на правом колене и кормление правой грудью (в шумерском языке «правый» и «праведный, истинный» — одно слово).

Во–вторых, это дарование ему царского надела сразу после рождения. В–третьих, это наречение его особым именем, имеющим отношение к древнейшему храмовому культу Шумера — урукскому культу Ана и Инанны, Все эти милости могут быть дарованье только отпрыску царского рода, предназначенному для исполнения некоей великой миссии, и об этой миссии также при рождении говорит Нингирсу: младенцу суждена власть над чужими странами.

От последних веков шумерской цивилизации до нас дошли многочисленные гимны богам и царям, бывшие по сути аранжированными записями государственных ритуалов. Частью эти гимны имеют древнее происхождение и переписаны со старых табличек (хотя и с неизбежными нововведениями в плане композиции), частью же перед нами совершенно новые, синхронные записи произведений, составленных по определенному поводу в жизни урского или исинского царя.

Огромное число источников не позволит нам рассказать здесь даже о десятой их части, мы будем останавливаться только на самых выразительных примерах, важных для раскрытия нашей темы. Однако если говорить не о количестве текстов, а о количестве отраженных ими ритуалов, то в этом случае положение вещей разочаровывает исследователя.

История по крупицам - Google

Все, что осталось в гимнах, напрямую касается только основных царских ритуалов, преимущественно весенних. За пределами царской тематики здесь остаются только погребальные тексты и гимны о хожении богов в Подземный мир. Совсем нет описаний инициации, внедворцовой брачной обрядности, почти не приходится говорить и об окказиональных ритуалах.

Впрочем, инициационные моменты хорошо просматриваются в текстах, связанных с Подземным миром, а внедворцовая брачная обрядность проступает из отдельных деталей священного брака. Сохранился от тех времен и текст «Проклятие Аккаду», показывающий, какие бедствия постигают страну, правитель которой неблагочестив.

1. Путешествие городского бога к своему отцу с просьбой об обновлении царственности в городе. Получение им ME, дающих царю возможность власти;

2. Выдвижение царя как молодого героя на битву с чудовищами, желающими захватить город и лишить его жизни;

3. Борьба и победа царя. Принесение военных трофеев в храм своего бога;

4. Интронизация царя;

5. Священный брак царя и жрицы в священном загоне, имитирующий соединение двух богов.

Далеко не во всех гимнах этот сюжет выдерживается полностью. Есть тексты, в которых отсутствует битва царя с чудовищами. Есть и такие, где ничего не говорится о путешествии бога к отцу перед царской битвой. Тем не менее в большинстве и божеских, и царских гимнов сюжет проводится безукоризненно, и нет никаких оснований полагать, что могли быть значительные отклонения от него.

Так называемые «тексты путешествий» можно условно разделить на две группы, В первом случае божество идет в город своего отца с просьбой о даровании стране благополучия, а царю — долгого правления. Чтобы растрогать сердце предка, сын/дочь устраивает в его честь пир. Во втором случае путешествие предпринимается с целью сообщения богу–предку о завершении храмового строительства в своем городе.

И здесь также упоминается о пире. Каковы же могут быть истинные цели такого путешествия? И в первом, и во втором случае речь идет об отделении сына от отца и желании сына жить собственным домом. Прежде чем отделиться, в общине всегда испрашивают родительского благословения на самостоятельную жизнь (в том числе и семейную) и в знак своей материальной состоятельности сытно кормят предков результатами своего труда.

Если же предки к этому времени умерли, то кормление их превращается в жертвоприношение. В любом случае, без благословения старших нельзя начинать никакое новое дело. Все известные нам хожения богов посвящены одной–единственной цели — это хожения к предкам за новым началом, это поиск самостояния без разрыва родовых связей.

С точки зрения идеологии, путешествие бога к предку за началом новой жизни обязательно связано с новогодним праздником и интронизацией царя. Это означает, что путешествие бога к отцу всегда предшествует обряду интронизации (хотя бы и символическому, поскольку в последние века Шумера цари правили очень долго и их статус был закреплен за ними пожизненно). Поэтому можно предположить, что каждое такое путешествие должно было проходить весной.

Чего же конкретно хочет добиться путешествующий бог от своего отца? Во–первых, поддержания жизни («судьбы изобилия») на прежнем уровне, а именно — воспроизводства скота, диких животных и рыбы, улучшения качества молочных продуктов, разлива рек, роста трав и тростников. Это уровень проявленной, оформленной жизни, которая предназначена для людей.

Получая от родителей МЕ, молодые боги знают, что лишают их необходимого имущества. Поскольку же ME есть в огромной степени условия существования самой жизни, то предки, отдавшие ME, сами теряют жизненную активность (они не могут умереть, так как по определению бессмертны). И кормление предков перед получением ME является энергетической компенсацией за потерю жизненной активности.

По аналогии можно вспомнить старинный шумеро–аккадский обряд продажи общинной земли царю, в котором одним из основных моментов было кормление родственников продавца и нищих общинников в качестве компенсации за потерянный участок земли. «Потерянный» нужно понимать здесь как «отделенный от целого/от тела», поэтому кормление — плата за отдельность как утрату части этого целого.

Одна и та же социально–психологическая форма встроена в разные по уровню содержания: в частности, в политике любая претензия на самостоятельное правление и есть претензия на отделение, на противопоставление себя всеобщему. Поэтому и начало правления, и — аналогично — начало года должны проходить по одинаковой схеме: хочешь жить отдельно — плати за ущерб родительской семье (ср. в вавилонском «Диалоге о благе»: «Строящий свой дом разрушает дом своего отца»).

Предлагаем ознакомиться:  Как можно определить приворот на человеке

Несмотря на столь общую идейную основу, тексты путешествий весьма разнятся между собой. В гимне о путешествии Энки в Ниппур младший бог кормит и поит предка и за это удостаивается его благосклонности. В «Путешествии Наины в Ниппур» происходит обмен дарами между младшим и старшим богом: Нанна доставляет Энлилю продукты и животных, а взамен получает пищу и невещественные дары — изобилие и плодородие в Уре, В тексте «Путешествия Нинурты в Эреду» дары младшего бога остаются под вопросом (скорее всего, эта часть текста разбита).

Наконец, в знаменитом тексте о похищении ME «Инанна и Энки» происходит инверсия сюжета: во–первых, предок сам кормит и поит свою дочь; во–вторых, ME она выкрадывает, а не получает из рук отца законным способом (то есть вместе с благословением), В гимне «Энки и устройство мира» младший брат получает ME от старшего — Энлиля, но каким способом и предшествует ли этому путешествие — об этом текст не говорит.

У нас есть еще свидетельство Цилиндра В Гудеа, в начале которого упоминается путешествие Нингирсу в Эреду, после чего можно было освящать новый храм. Речь и в этом случае, конечно, должна была идти о получении ME, но сам обряд здесь также не выписан. В общем и целом, можно сказать, что путешествие бога за ME было идеальным и предварительным условием всего царского ритуала.

Получив права наследования власти законным путем, царь сталкивается с некоей силой, посягающей на его престол. Особенно интересно то, что сила эта никогда не переступает священную территорию города, но вредит царю на дальних подступах, за что подвергается упреждающим ударам на собственной территории.

Так, в гимне «Нинурта и Асаг» воспевается битва юноши–вождя со злым владыкой гор, запирающим воды. Половодье, не достигая земли, возвращается назад в горы, где воды замерзают и превращаются в лед. Вследствие этого на земле нет никакой растительной жизни. Асагу в его злодеянии помогают камни гор, длинный список которых приводится в гимне.

Убив и расчленив своего противника, Нинурта сперва сбрасывает воды в Тигр, создавая потоп, а затем выкладывает из камней — воинов Асага — плотину, направляющую воды на поля. Так появляется ирригация, создается плуг, земля наполняется изобилием, основываются первые государства. Гимн заканчивается похвалой камню диориту, который не упорствовал в борьбе с Нинуртой и потому пошел на изготовление статуи некоего правителя, установленной в храме Энинну.

Вероятно, имеется в виду статуя Гудеа, и это, несомненно, уже поздняя вставка. Если же взять другой пример, то в тексте «Энки и устройство мира» сообщается о нападении бога Энки на враждебный Элам, из храмов которого им были вывезены драгоценные камни, пожалованные впоследствии храму Энлиля. В царских гимнах из Ура и Исина мы находим описание аналогичных событий: царь сперва воюет с далеким противником в горах, а затем приносит захваченные им трофеи главному храму шумеров, находившемуся в священном Ниппуре, — храму Энлиля Экуру.

375–394.

Инкубация.

Эта часть текста сохранилась плохо, так что перевести можно только отдельные фрагменты. По–видимому, Эанатум видит священный сон, будучи запертым в храме своего повелителя Нингирсу. Нингирсу встает у изголовья спящего и нашептывает ему свои распоряжения. Позднее мы увидим такую же форму общения правителя с божеством в Цилиндре Л Гудеа.

Принесение в жертву птиц и рыб.

Эанатум приносит в жертву птиц, предварительно украшая их как женщин, чтобы они понравились принимающим божествам, В одном случае в жертву приносится и рыба, причем происходит это в Абзу, в месте, где живет покровитель рыб Энки. Все эти жертвы в контексте надписи прочитываются как просьба царя, обращенная к богам.

О чем же просит богов Эанатум? Перед каждой такой жертвой следует клятва побежденного уммийского царя определенному богу в том, что он клянется его жизнью, что вовеки не перейдет рубежей поля Гуэден (за которое и шла война). Сразу после клятвы жизнью Энлиля отправляются жертвы Энлилю, после клятвы жизнью Энки — жертвы Энки и т.д.

Если теперь сопоставить отдельные моменты действа, получим следующее.

1. Кандидат на должность царя избирается посредством оракула (гадание на кирпиче) из числа взрослых мужчин шумерского города. Избирает его сам бог Энлиль, которому, судя по некоторым текстам, избранник предварительно приносит большее жертвы (чаще всего — трофеи, добытые в походах).

Избранность выражается в суждении благоприятной судьбы, назывании новым благоприятньгм именем и передаче избыточной жизненной силы, способной приводить народ одновременно в восторг и в трепет.

3. После избрания собрание богов передает царю различные аспекты власти вместе с инсигниями, в которых они содержатся.

4 Произносится одобрительный вердикт собрания богов, утверждающий полновластие избранного правителя,

5. После этого в ряде текстов Энлиль или Нинурта (в Лагаше — Нингирсу) даруют царю долгую жизнь и царственность. Причем если в старошумерское время сроки царственности могли быть ограничены, то в последние века Шумера царственность была уже практически вечной и определялась сроками жизни царей.

Такова реконструкция шумерского коронационного ритуала, следы которого сохранились в надписи Энметены. Еще один интересный намек на старый ритуал можно прочесть в тексте конуса Энметены. Здесь говорится о боге Энлиле, который в начале времен разграничил землю между Лагашем и Уммой, и о правителе Месилиме, установившем на этом месте камень.

Правитель Уммы камень разрушил, расколол и предал огню. С этого начались его преступления против Лагаша и против самого Энлиля. Разрушив пограничный камень, уммиец не погнушался и уничтожить престолы, воздвигнутые в честь богов на приграничной территории. После такого преступления его власть была обречена на поражение (6).

В царских надписях Лагаша упоминание о пограничных камнях и стелах можно встретить не один раз — настолько сближены здесь понятия «границам и «властью. Царствует тот, кто имеет ограниченную территорию и не преступает чужих владений ни в каких случаях, кроме прямого приказания богов, Эанатум и Энметена оправдывают свои войны нарушением исконной справедливости, нарушением границ и престолов, установленных в честь верховных богов страны.

В связи с коронадионными обрядами возникает и другой вопрос: может ли царь быть лишен власти и если может, то каким способом? Пожалуй, единственный раз ритуал низложения царя встречается нам в большой надписи аккадского царя Саргона, где сообщается следующее: «Лугальзаггеси, царя Урука, оружием он (Саргон. — В. Е.

) поразил (и в плен) захватил, в оковах к воротам Энлиля повел» (7, 34), По–видимому, царь, в оковах проведенный в «ворота Энлиля», находящиеся в священном Ниппуре, тем самым утрачивал право на власть. Впрочем, других примеров использования этого ритуала мы в текстах не встречаем; однако маловероятно, что такой ритуал низложения мог быть придуман самим Саргоном. Напротив, он воспользовался хорошо известным обычаем, впервые зафиксировав его на письме.

Большое число раз встречаются в царских надписях из Лагаша перечни жертв, приносимых богам с просьбой продлить жизнь правителя и поддержать его в очередном новом строительстве или на войне. Из других распространенных ритуалов следует особо выделить всевозможные именования: кроме уже описанного здесь именования царя встречается именование стел и статуй, воздвигнутых в честь различных богов (но чаще всего — в честь главного городского бога Нингирсу), а также именование прорытых каналов. По–видимому, считалось, что никакая вещь не имеет существования, пока ей не будет дано имя. Тем более это касалось вещей, посвященных богу.

Итак, мы видим, что в старошумерских текстах нет специального внимания к храмовому или общинному ритуалу, и все краткие упоминания последнего фигурируют в контексте военно–строительной деятельности царя, земельных сделок или проскальзывают в заговорах в помощь роженице. Первая по времени запись ритуала была осуществлена в Лагаше уже после династии Аккада, в эпоху правления Гудеа (XXII–XXI вв.).

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о