Молитва когда все очень плохо в жизни и ничего не получается || Что делать если молитва не помогает

0
53

Как молиться, чтобы Господь услышал{q}

— Действительно, молитва —это труд, об этом говорили многие святые. А русский народ сложил очень точную поговорку: самое трудное на свете — это Богу молиться и старых родителей кормить.

Почему же молиться трудно, хотя многие святые имели навык постоянной непрестанной молитвы{q} Надо напомнить себе, что такое молитва. Это предстояние Богу, можно сказать, разговор с Богом, общение с Ним. А что нужно для того, чтобы в нашей обычной жизни постоянно хотеть общаться с человеком{q}

— Любить его…

— Совершенно верно. Например, вот жених и невеста —они все время хотят общаться друг с другом, 24 часа в сутки. Потому что есть любовь, влечение друг к другу.

Так и с Богом: должно быть стремление к Нему для того, чтобы молитва не была нудной обязанностью.

Знаете, как иногда говорят: «вычитал правило»{q} Как будто яму копал… Конечно, молиться постоянно, живя в миру, сложно, но, по крайне мере, можно обращаться к Богу часто и с любовью.

Я вспоминаю свою юность, когда я просто бежал в храм. Знаю и других своих ровесников, тех, кто приходил в Церковь еще в советское время. Для нас это было самым главным, что может быть на земле, и заслоняло абсолютно всё: и учебу, и работу, и какие-то семейные связи.

Мы буквально «утреневали» ко храму (как сказано в молитве: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему»), то есть с самого раннего утра постоянно хотелось быть в храме, видеть, слышать то, что там происходит.

Я помню это чувство, до сегодняшнего дня память о нем в моем сердце.

Такое живое чувство к Богу должно быть у человека для того, чтобы ему хотелось молиться. Но, конечно же, оно есть не всегда. Человек —существо крайне непостоянное, и даже когда он достигает в своей жизни каких-то вершин, потом у него бывают периоды охлаждения и падения.

Но память о том, что было — о прежних вершинах, будь то отношения с Богом или людьми — должна согревать человеческое сердце, когда пик чувств постепенно проходит. Тогда вместо охлаждения будет ровное горение, и потом оно будет разгораться все ярче.

Есть ведь такие случаи, когда супруги, прожив друг с другом многие десятилетия, в конце своей жизни любят друг друга ничуть не меньше, а наоборот, даже сильнее, глубже, чем это было в юности.

Примерно такие же отношения могут быть у человека с Богом. Возможно, кому-то этот пример покажется не совсем корректным, но он понятен. Не надо забывать, что общение человека и Бога — это общение двух личностей, и оно требует того, чтобы человек постоянно возгревал, подпитывал свои чувства памятью о тех моментах, когда Господь Сам являлся человеческому сердцу.

Вообще, каждый человек, который ходит в храм,— я в этом глубоко убежден — хотя бы однажды увидел Бога, почувствовал Его близость и еще здесь, на земле, испытал то чувство, о котором говорил апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

Молитва когда все очень плохо в жизни и ничего не получается || Что делать если молитва не помогает

Память об этом дает человеку силы, когда приходит охлаждение.

— Владыка, мы хотели бы задать Вам вопросы о молитве, которые есть у многих прихожан наших храмов. «У меня сложная жизненная ситуация. Молюсь, но она не разрешается, а становится все хуже. Что делать, как молиться, чтобы Господь услышал{q}» — спрашивает Сергей.

— Молиться надо неотступно. Но кроме того, нужно обязательно разбираться в ситуации, пытаться понять, почему она так складывается. Ведь иногда Господь хочет он нас, чтобы мы в чем-то изменились, чтобы мы потрудились сами.

Допустим, мы просим Бога о чем-то, и Он ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы можем волю Божию исполнить, сделав что-то своими собственными руками. Господь очень редко действует в человеческой жизни напрямую, с помощью какого-то явного чуда.

Обычно люди исправляются людьми же.

Поэтому, я думаю, Сергею и тем, кого волнуют похожие вопросы, надо прежде всего очень внимательно разобрать эту сложную ситуацию, может быть, посоветоваться с кем-то из духовно опытных людей, чтобы понять: в чем именно моя вина в случившемся{q} Что я могу изменить не в окружающих людях, а в самом себе{q} И если мы что-то в себе изменим, то и ситуация после этого начнет меняться.

— Еще вопрос, скажем так, о действенности молитвы: «Хотел бы выяснить важные для меня вопросы. Как лучше (эффективней) исполнять молитвенное правило: мысленно или вслух{q} Если вслух, то шепотом или громко{q} К какой интонации при этом стремиться: церковной или своей собственной{q} Игорь»

Молитва когда все очень плохо в жизни и ничего не получается

— Вообще, подходить к молитве с точки зрения «эффективности» неправильно. А исполнять правило нужно так, чтобы это было наиболее полезно для нас. Все мы люди очень разные: у нас разные навыки, привычки, характеры. Кому-то удобнее читать про себя, кому-то вслух.

Главное,чтобы тексты молитвословий, которые мы читаем, проходили через наше сердце, наше сознание. А темп молитвы, способ ее произнесения зависят от того, как человеку легче ее воспринимать. Лично у меня есть одна проблема с юности: в свое время я прочитал множество книг и читаю очень быстро.

Скажем, молитвенное правило (три канона с акафистом) я могу прочитать про себя минут за пятнадцать, причем вполне осознанно. Поэтому, когда я служу, я всегда произношу молитвы вслух для того, чтобы это было чуть медленнее.

Другой человек, может быть, наоборот, вслух читает по слогам, и ему удобнее читать про себя.

Что касается интонации, которую Игорь называет церковной (это чтение на одной ноте, спокойное, без эмоциональных всплесков),—я думаю, она предпочтительнее, потому что так человек лучше привыкает и к чтению в храме, ему потом легче в нем разбираться.

Такое чтение в церкви на самом деле является более правильным, потому что в словах молитвословий должна звучать сама молитва, а не наши личные эмоции.

Хотя относительно домашнего правила повторю — все это очень индивидуально и не имеет большого значения, лишь бы молитва была понятна человеку и проходила через его сердце.

— «Около десяти лет я молюсь и обращаюсь со своими нуждами к святой Матронушке. Просила, конечно, о земном: здоровья, замужества, чтобы дочь на бюджетное отделение поступила и т.д.

И Осипова говорится, что мы неправильно молимся, прося земные блага. Мы должны молиться, просить помощи в избавлении от грехов. А когда избавимся от греха, то Господь, видя наши нужды, Сам даст необходимое. Я теперь в сомнениях: и Матронушке верю, и профессору А.И.

Осипову тоже верю. Поясните, как правильно молиться{q} Надо ли исповедоваться в том, что просила о земных благах{q} Ангелина»

— Нет, каяться в этом не надо. Профессор Осипов говорит о высоких вещах. Но мы пока живем в этом мире, и поэтому нас беспокоят, в том числе, и вещи житейские, о которых Вы пишете. Я всегда в таких случаях вспоминаю эпизод из жизнеописания преподобного Амвросия Оптинского.

Однажды к нему пришла крестьянка из соседнего села и пожаловалась, что у нее мрут индюшата. И старец слушал, сочувствовал, объяснял ей, что и как делать. Крестьянка ушла утешенная.

Было ли такое отношение правильным{q} У каждого есть какие-то нужды и скорби, и я думаю, что это нормально, когда человек обращается с ними к Богу.

Предлагаем ознакомиться:  Как понять что приворот проходит

Другое дело —и здесь я согласен с профессором Осиповым, сам часто об этом говорю,—чтонаши отношения с Богом ни в коем случае не должны ограничиваться только вот этим «дай, дай, дай»… Если мы христиане, нужно, чтобы мы думали и о каких-то более глубоких вещах, сами старались что-то принести Богу в жертву. «Сыне, даждь ми твое сердце»,— говорит Господь. Он ждет от нас нашего сердца, думаю, что это важнее всего.

Поэтому при видимой противоречивости позиций, которые приводятся в письме, правы обе стороны. Просить у Бога земных благ можно, и в этом нет ничего ни преступного, ни плохого. Но ограничиваться только этим нельзя, потому что наша земная жизнь — это подготовка к вечности. Самое главное —спасение нашей души. Именно этого надо просить у Бога и самим делать все, что от нас зависит.

— Еще один вопрос из числа тех, что часто можно услышать: «Говорят, чтобы понять волю Божию, надо помолиться. А как правильно молиться и как понять, что ответ действительно от Бога{q}»

— Есть такое правило: следовать тем обстоятельствам, в которые Господь тебя поставляет. Особенно если человек от сердца помолится и попросит Бога о помощи. А вообще надо во всех жизненных ситуациях руководствоваться Евангелием, и тогда ты исполнишь волю Божию, потому что в Евангелии воля Божия о нас совершенно четко определена.

— Следующие несколько вопросов, Владыка, опять об охлаждении в молитве. Это очень распространенный недуг… «Если сердце на молитву не отзывается уже продолжительное время, с этим надо смириться и принять{q} Например, молятся в храме, а я хочу, но не могу, а потом молитвы даже начинают раздражать: “Сколько же можно одно и то же{q}..” Ирина».

— Нет, смиряться с этим не надо, а нужно, как сказано у святителя Феофана Затворника, которого я только что цитировал, это состояние как-то переждать. В древнем Патерике есть интересный эпизод.

Один новоначальный монах спрашивает более опытного: что делать, если нет желания молиться, наоборот, расслабление, уныние пришло{q} Старец советует: вставай, пересиливай себя, пытайся разогреть свое сердце. Монах жалуется, что не получается.

Тогда, говорит старец, возьми свою мантию, завернись в нее и спи.

Этот совет, хоть он и выглядит шутливым, на самом деле очень мудрый. Потому что иногда бывает так, что человеку нужно просто прийти в себя, взять паузу.

Но ни в коем случае не соглашаться с таким состоянием, а, отдохнув, постепенно возвращаться к молитве.

И здесь, как я уже сказал, очень важное значение имеет память о том периоде, когда человек молился и был услышан Богом, когда ощущал единение с Ним, Его близость.

— «Уже много лет читаю вечерние и утренние молитвы, но встаю на правило с огромным трудом. Чем бы ни заниматься — лишь бы не молиться… Как изменить свое отношение к молитве, как полюбить ее{q} Татьяна»

— Бывает, что человек просто, что называется, осуетился, то есть обычные дневные заботы и хлопоты заняли слишком большое место в его жизни. Но при этом остался такой рудимент: надо встать на молитву утром и вечером.

Вопросы священнику. Об унынии

Я устала от жизни: все так плохо. Почему Бог меня не слышит{q}

Господь нас любит, и Он постоянно ждет от нас молитвы, обращения к Своему Отцу. Как-то пришел к священнику человек и говорит: «Батюшка, на душе так неспокойно, так тяжело… » — «А ты попробуй хоть одну минутку за 24 часа уделить Богу».

— «Как это{q} » — «Встань перед иконами или у окна, пли на улице и скажи: «Господи, как прекрасен мир, так велик, что умом человеческим его не постичь. А каков же Ты, Господи{q} И как Ты все разумно устроил! Сколько людей, — все разных лиц и характеров, и все неповторимы. Даже отпечатки пальцев у всех разные! Сколько животных, птиц, насекомых, цветов, растений…

И все это неповторимо… Ничего постоянного нет, все меняется, растет, изнашивается, стареет, умирает, рождается… Как велика Твоя премудрость, Господи! Ты дал нам не только плоть, дал и душу! Сколько чувств у нас: и разум, и свободная воля, и любовь, и страх, у многих — и вера. Вот я стою пред Тобой и не признаю Тебя за Творца. Ты — все для меня, а я — все для себя.

Господи, прости же меня, ибо я хуже всякого скота неблагодарного. Любое животное исполняет заповедь, данную ему Богом. Собаке никто ничего не говорит, а она знает свою работу: сидит у будки, дом сторожит, даже гуси дают знак, когда чужие на двор идут… Все служат своему хозяину… А человек — разумное существо — не признает своего Творца, одичал, ушел, заблудился…

Господи! Дай мне веру крепкую, разумную, дай мне покаяние, зрение грехов своих, даруй мудрость, если Тебе угодно, чтобы я прославлял Имя Твое Святое во все дни жизни моей».

Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния{q}

Чтобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадешь только в ад. Надо еще здесь на земле потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться… А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному.

Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся… Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам неотчего бежать из этого мира.

Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознает свое несовершенство. Порой бывает, проживет человек долгую — 90-100 -летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он все не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения.

Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.

Можно ли скорбеть, не унывая{q}

Уныние — это смертный грех. Вот, умер у вас родственник, будет естественно для вас поскорбеть о нем. Но в это состояние далеко входить нельзя, потому что после долгой сильной скорби начинается уныние.

Вот, звонит одна наша матушка, говорит, что у нее большая скорбь — умерла сестра. Я ей: «Ну, поскорби немножко, но в уныние впадать не надо. Если бы не билось — не ломалось, то куда бы все девалось{q} Все люди рождаются и умирают». У меня мама умерла на руках.

Я причастил ее, и она через час отошла, я сидел рядом. Ну, зачем я буду плакать{q} Я знаю, что она с покаянием, после причастия умерла — наоборот, надо радоваться, что человек отстрадал, отмучился здесь на земле.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал{q} (4 фото)

Как избавиться от уныния{q}

Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает.

Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, — благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние.

Особенно часто в унынии тот, кто нераскаян в грехах — душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости{q} Потому, что нет покаяния. Многие скажут: «А я каюсь! » Каяться на словах, одним языком — это мало.

Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра «вымытая свинья снова идет валяться в грязи» (2 Петр. 2,22).

Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна. Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь.

Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого.

Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо…

Наш путь христианский — ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: «Всю жизнь ты болтал — теперь хватит! Принимайся за дело — читай молитву. Не хочется{q} Заставлю! »

И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить. Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа — сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий.

Он уперся руками в косяки двери и вскричал: «Господи, до чего бесы обнаглели — уже из келий насильным путем вытаскивают!» Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: «Господи, что же Ты не помогаешь{q} » А Господь и говорит ему: «А ты ко мне не обращаешься.

Как только обратился, Я тебе сразу помог».

Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: «Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери.

А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке и конь рванул в сторону — бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив». И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его…

Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед.

Как мне быть: сын унывает, говорит, что плохо на душе. Ему 13 лет…

Надо матери, отцу и всем окружающим покаяться в грехах. Этому мальчику тоже надо исповедоваться, у него тоже есть грехи.

Недавно я был в п.Талицы, там несколько колоний, где содержатся люди, преступившие закон. Мы там исповедовали человек 25 и после приезда оттуда стали получать письма. Пишут, что после встречи долго не расходились, все говорили, что в их жизни многое изменилось. Один пишет: «Мне так хорошо после исповеди стало! Все миллионеры мира могут позавидовать мне.

Когда все покаются, то и ему станет легче. Покаяние творит чудеса.

Молитва меняющая жизнь к лучшему

Наследник

Мы, люди, так устроены, что то, что однажды нами уже освоено, начинает казаться нам как бы не важным или не интересным. Мы всегда стремимся к новому.

Это, в общем, очень оправдано с точки зрения жизни обычной, потому что, если бы каждый раз, когда мы утром ехали на работу, думали о том, как нам доехать, и затрачивали те же усилия, что затрачиваются в первый раз, мы ни о чем другом по жизни думать и не могли бы. То есть, осваивая какой-то вид деятельности, какую-то эмоциональную и даже духовную сферу, наш мозг и наша душа стремятся сделать следующий шаг.

Когда человек приходит к Богу, в Церковь, он для себя находит множество совершенно новых, не познанных, не известных для него вещей. Он с жадностью погружается в это новое.

Например, осваивает чтение утренних или вечерних молитв, учит церковно-славянский язык, изучает богослужение, читает Священное Писание, выстраивает отношения с духовником, пытается бороться с грехами и жить в соответствии с заповедями Божиими.

На все это у него уходит, естественно, колоссальное количество усилий. Возникает известное в православной среде состояние неофитства. И еще долго, хотя человек уже не является неофитом, он все равно продолжает открывать для себя все новое и новое, неизведанное.

Например, если он уже достаточно изучил литургику, он еще плохо знает историю Церкви, например. Если он научился бороться с грехом чревоугодия, то ему еще предстоит борьба с осуждением, или с похотью, или с унынием.

Но однажды наступает некоторый предел, когда все уже известно на каком-то уровне. И не только с точки зрения информации, когда ты что-то новое для себя открываешь. Ты уже знаешь, что происходит с твоей душой. Ты научился, пусть на базовом уровне, контролировать помыслы. Ты научился бороться с грехами, ты научился немножко молиться.

При этом какое-то дальнейшее продвижение начинает требовать очень больших усилий. То есть, если мы читаем Жития святых, особенно жития подвижников, преподобных отцов, то мы можем удивляться: «Ничего себе, люди такую жестокую аскезу принимали! Они, действительно, всю свою жизнь полагали на усилия духовные.

Неужели невозможно без этого обойтись{q}»

Если мы нарисуем график, где по горизонтали будут располагаться наши усилия, а по вертикали – результаты, мы увидим интересный момент.

В начале графика при незначительных усилиях результаты будут очень высокими. Потом идет постепенный спад.

Представим, ты вышел на какой-то результат: например, матом ты уже не ругаешься, но не раздражаться у тебя не получается научиться. Или привык поститься без мяса, но при этом ешь по 3-4 тарелки постной картошки.

Это все внешние вещи. Когда мы говорим про вещи духовные, все становится сложнее. Не будем же мы считать время, потраченное на молитву.

Предлагаем ознакомиться:  К чему снится 😴 Беременность во сне — по 90 сонникам! Если видишь во сне Беременность что значит{q}

И как понять, сколько кротости, терпения и смирения в душе прибавилось{q}

Но не двигаться человек не может. Что-то освоенное теряет свой первоочередной статус и значимость, становится неважным и неинтересным. Например, человек поначалу может получать громадное удовольствие от самого процесса чтения на церковно-славянском языке.

Как ребенок, который научился читать, он читает и радуется: как же здорово, что буквы складываются в слова, слова в предложения, все звучит! А потом это становится рутиной, делается на автомате. Надо делать следующий шаг. А следующий шаг сделать очень сложно.

На мой взгляд, это та проблема, с которой человек обязательно сталкивается лет через 10 после начала духовной жизни: кто-то раньше, кто-то позже, начала духовной жизни.

Что же делать{q} Вопрос сложный. Необходимо какое-то побуждение, понуждение. Часто Господь приходит на помощь: серьезные жизненные обстоятельства (болезни, смерти, финансовые затруднения, увольнение с работы) человека побуждают. Когда человек оказывается в уязвимой ситуации, душа раскрывается навстречу Богу, – и в духовной жизни есть шанс сделать новый виток.

Что можно назвать духовной жизнью{q} Можно ли к ней отнести, например, чтение церковной литературы{q} Это занятие нельзя в полной мере отнести как к духовной жизни, так и к мирской.

Если ты любопытный, интересующийся человек, то чтения церковных тебе хватит надолго. Сначала будет освоен Катехизис, потом история Церкви, потом изучены правила и особенности Богослужения, потом начнется вкапывание в догматическое Богословие.

В замечательном произведении К.С. Льюиса «Расторжение брака» это хорошо описано: во время экскурсии из ада в рай участникам предлагается остаться в раю навсегда, – и один богослов отказывается по той причине, что в аду у него осталась незаконченной дискуссия по одному важному богословскому вопросу. Интерес к духовной тематике еще не есть духовная жизнь.

Духовную жизнь видно по плодам: любви, радости, миру, долготерпению, благости, милосердию, вере, кротости, воздержанию. Это слова апостола Павла из его послания к Галатам, где он описывает, что такое плод духа (Гал. 5:22-23).

И жить духовной жизнью, двигаться вперед очень сложно. Живя в миру, мы оказываемся связаны законами мира. Даже монахам сложно уступать и быть кроткими по-настоящему. А чтобы жить в миру, чтобы чего-то в жизни добиться, необходимо прилагать хоть какие-то усилия.

Потому что «с преподобным преподобным будешь», «со избранным избран будешь», а «со строптивым развратишися». «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых».

Нужно питать душу светлыми образами, нужно действительно бороться с теми страстями, которые видишь, не опускать руки, не говорить: «Ну ладно, пусть так будет. Что ж, я такой раздражительный — потерпите мою раздражительность».

Мне часто доводилось встречать людей, которые десятилетиями живут в Церкви, при этом говорят: «Ну, вот я такой». То есть человек смиряется с тем, что он такой. Больше того, оправдывает себя, иногда даже гордится какими-то негативными своими качествами.

И, по-хорошему, он должен к достижению этого Идеала очень стремиться. Мы так устроены: когда есть идеал, начинаем к нему стремиться.

Когда нам не удается этого идеала достичь, первым делом включается то самое самооправдание: «Ну ладно, это невозможно. И так неплохо».

Человеку очень сложно жить в состоянии, когда разница между идеалом и тем, что он из себя представляет, слишком велика. Это хорошо проявляется, когда человек впадает в серьезные грехи.

Не важно, воровство это или блуд, или еще что-нибудь: то, что он считал для себя недопустимым, то, что он всегда осуждал в людях и презирал. Совершив такой грех, поначалу человек очень мучается и страдает: «Как же так{q} Как я мог{q} Нужно исправиться!» Если исправиться не удается, человек начинает говорить: «Ну и ладно».

И либо идеал куда-то далеко засовывается, либо человек начинает видеть себя приукрашенно, находит для себя все новые и новые оправдания.

По-настоящему духовной жизнью жить очень сложно. Живут ею единицы. Но хотя бы какое-то движение в этом направлении надо пытаться осуществлять. Потому что, если мы хоть как-то не барахтаемся, мы сползаем вниз очень серьезно.

Чтобы барахтаться, нужны силы, нужен пример. Не случайно Церковь с первых времен считала идеалом жизнь общиной. «Что есть добро или что красно еже жити братии вкупе». Одному очень сложно.

Даже если семье удается жить духовной жизнью, нужно искать духовного общения и вне ее.

Если духовная жизнь потеряна или сходит на нет, ни в коем случае нельзя унывать. Нужно все равно дергаться и искать какие-то варианты.

Например, человек ходит в храм по воскресеньям, а ничего не происходит в его духовной жизни. Он не получает внутреннего подтверждения, что ему это надо.

Что значит подтверждение{q} Вот сходил человек в храм и набрался сил на неделю, появилась легкость на душе, он успокоился, страсти поутихли. Он понимает: да, мое посещение храма по воскресеньям реально приносит мне пользу — не сходил в храм, и все наперекосяк пошло. В такой ситуации человек понимает, зачем ему ходить в храм.

Понимает даже не умом — просто чувствует, что ему это важно, нужно. А бывает, ходит-ходит, а ничего не происходит. Человек начинает лениться. Уже не каждую неделю ходит в храм, потом еще реже.

Причащаться перестает, молиться перестает: «Бог все равно не слышит мои молитвы, зачем я буду молиться{q}» Он может и не произносить этих слов, все происходит на уровне чувств.

Мы всегда делаем то, что нам кажется, чувствуется важным. Если мы чего-то не делаем, мы перестаем чувствовать, что это важно. Например, откладываем молитву или прекращаем поститься. В такой ситуации важно искать оживления духовной жизни: прочитать книгу, посмотреть фильм, пообщаться с людьми.

Если посещение храма не дает ощущения нужности, не надо продолжать тупо приходить и ощущать пустоту. Надо взбодриться, что-то поменять: съездить в паломническую поездку, записаться на евангельский кружок, на катехизические беседы походить, договориться и серьезно поговорить с батюшкой (а не ограничиться стандартной исповедью).

Необходим творческий подход к себе и к своей жизни.

Это как со здоровьем. Что вы делаете, если здоровье пошатнулось{q} Начинаете думать: надо записаться к врачу, сдать анализы, поискать врачей по знакомым, чтобы специалист хороший был. Вы беспокоитесь и начинаете действовать. То же самое и с духовной жизнью: надо начать действовать.

Молитва, чтобы все было хорошо — популярный текст, который часто используют для самых различных целей.

Причем имеют место как общие молитвы о благополучном исходе того или иного дела, так и молитвы, чтобы все было хорошо в конкретном, узком смысле.

https://www.youtube.com/watch{q}v=k9XxlhXDj_w

Молитва — большая сила, меняющая самый неблагополучный предполагаемый исход часто в противоположную ожиданиям сторону. Каждый искренне молящийся человек может повлиять на ту или иную ситуацию с целью ее изменения.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о